Перевозчики заявляют, что не допускают перегруза пассажирских судов
Перевозчики заявляют, что не допускают перегруза пассажирских судов

Самарское лето – это поездки за Волгу. И тут ключевую роль играют старые добрые речные «трамвайчики», а теперь еще и скоростные «Восходы». Но солидный возраст флота вызывает у некоторых горожан тревогу относительно его надежности. Насколько безопасны речные суда, 63.ru выяснял вместе с сотрудниками Куйбышевской транспортной прокуратуры. Подробности – в фоторепортаже.

Первая на очереди – «Москва-37». Этот теплоход прибыл в Самару в 1976 году, и с тех пор каждое лето он курсирует по Волге. Конечно, за эти годы «Москву» ремонтировали, но она по-прежнему работает на родном двигателе.

Скорость теплохода 25-30 километров в час
Скорость теплохода 25-30 километров в час

Сейчас теплоход обслуживает самые популярные направления, в частности, Самара–Рождествено. В среднем в рабочий день по этому маршруту перевозят 1200–1300 человек, в выходные – до 2500–3000 пассажиров.

Капитан «Москвы-37» Сергей Шешунов работает на речфлоте уже более 25 лет
Капитан «Москвы-37» Сергей Шешунов работает на речфлоте уже более 25 лет

Нас встречает улыбчивый капитан Сергей Шешунов. Он, как и большинство его коллег, имеет солидный опыт работы за плечами. Сейчас в профессию идут лишь фанаты речного флота, но молодёжи немного. 

Пассажиры выходят на берег под присмотром матроса по трапам, прошедшего предварительные испытания
Пассажиры выходят на берег под присмотром матроса по трапам, прошедшего предварительные испытания
Для жителей Рождествено переправа через Волгу – самый быстрый путь до города
Для жителей Рождествено переправа через Волгу – самый быстрый путь до города
Жительница Самары Зульфия Халмуратова
Жительница Самары Зульфия Халмуратова

– Это очень важный маршрут. Столько людей ездят. И достаточно комфортно, и достаточно быстро получается, – делится впечатлениями жительница Самары Зульфия Халмуратова.

Не прошло и пяти минут после высадки пассажиров, как «Москва» снова заполняется людьми. Для тех, кто ценит тишину и тепло, – нижняя палуба.

Нижняя палуба – закрытая
Нижняя палуба – закрытая
Довольно спартанский интерьер скрашивают милые занавески
Довольно спартанский интерьер скрашивают милые занавески

От осмотра палубы – к проверке документов. Их целая папка. Отсутствие хотя бы одного или нарушение – и судно просто не сможет выйти на маршрут. Одни из главных документов – свидетельство о годности к плаванию и пассажирское свидетельство. Их наличие говорит о том, что теплоход работоспособен и отвечает требованиям, предъявляемым к пассажирским судам.

Прокурор подтвердил наличие всех необходимых документов на судне
Прокурор подтвердил наличие всех необходимых документов на судне

– Пассажировместимость «Москвы-37» составляет 350 человек, - отметил ведущий специалист по флоту Самарского речного пассажирского предприятия Сергей Скиндер. - Буквально несколько недель назад увеличили пассажировместимость «Москвы-139» и «Москвы-95» также до 350 мест за счет установки новых сидений и других технологических процессов. И конечно, закупили дополнительные спасательные жилеты. Приоритет нашей работы – безопасность пассажиров.

В капитанской рубке
В капитанской рубке
Каждый теплоход снабжают спасательными жилетами для детей и взрослых с запасом
Каждый теплоход снабжают спасательными жилетами для детей и взрослых с запасом
Поднимаемся на верхнюю палубу. Здесь также заготовлены спасательные жилеты
Поднимаемся на верхнюю палубу. Здесь также заготовлены спасательные жилеты
В случае ЧП пассажиры смогут воспользоваться плотом. Инструкция прилагается
В случае ЧП пассажиры смогут воспользоваться плотом. Инструкция прилагается

На верхней палубе – свежий воздух и прекрасный вид на красоты волжских просторов. Заблаговременно нужно позаботиться о теплой одежде. Палуба открытая, и порой становится прохладно.

Если вы отдаете предпочтение мягким сиденьям, то лучше остаться на нижней палубе
Если вы отдаете предпочтение мягким сиденьям, то лучше остаться на нижней палубе

Замечаний по безопасности к «Москве-37» нет. Переходим на «Восход-08». Это скоростное судно на подводных крыльях Самара получила в 1993 году. Но спустя некоторое время его перестали эксплуатировать. Вновь на линию он вышел уже после 2010 года.

Самарская область – единственный регион в ПФО, где курсируют «Восходы»
Самарская область – единственный регион в ПФО, где курсируют «Восходы»
«Восходы» пускают на дальние маршруты – до Тольятти и Сызрани, и туристические – до Ширяево и Винновки
«Восходы» пускают на дальние маршруты – до Тольятти и Сызрани, и туристические – до Ширяево и Винновки
В команду «Восхода» входят капитан, матрос и кассир
В команду «Восхода» входят капитан, матрос и кассир
Капитан «Восхода-08»
Капитан «Восхода-08»
«Восход» разгоняется до 60 километров в час
«Восход» разгоняется до 60 километров в час
Некоторые капитаны делают выбор в пользу женщин-матросов для создания уюта на борту
Некоторые капитаны делают выбор в пользу женщин-матросов для создания уюта на борту

– У меня 32 года стажа. Сначала работала кассиром, потом пошла на «Восход». Но затем перешла на технический флот, 10 лет там проработала. Очень скучала по «Восходу». Когда его восстановили, появились мысли о возвращении. Проезжает порой мимо, и такая ностальгия охватывает. Так и тянуло! Вот и пришла снова на «Восход» к своему дружному коллективу, – рассказала матрос судна Светлана. – Пассажиров у нас много. Особенно – на маршруте Самара–Ширяево.

Самые популярные места – в носовой части. Хоть и душно, зато вид красивый
Самые популярные места – в носовой части. Хоть и душно, зато вид красивый

Если команда «Восхода» – это его душа, то двигатель – сердце. Правда, потребовалась «пересадка». В 2016 году на Тольяттинском судоремонтном заводе судно получило новое сердце – корейский двигатель Doosan.

В машинном отделении – полный порядок. Приборы работают четко
В машинном отделении – полный порядок. Приборы работают четко

В салоне «Восхода» – просторно и чисто. Правда, как на «Москве» интерьер нужно обновить. По словам Сергея Скиндера, в перспективе СРПП планирует выделить средства на эти цели. Например, внутреннее убранство «Восхода-02» уже обновили.

 

«Восход» рассчитан на 70 пассажиров
«Восход» рассчитан на 70 пассажиров
Пассажиры критикуют устаревшее убранство «Восхода», но и сами порой портят его
Пассажиры критикуют устаревшее убранство «Восхода», но и сами порой портят его

Во время поездки можно выйти на небольшой участок на палубе, но вылезать за ограждение строго запрещено. 

Выход за ограждение смертельно опасен
Выход за ограждение смертельно опасен
Как и выход на крышу судна
Как и выход на крышу судна
Проверку документов «Восход» прошёл
Проверку документов «Восход» прошёл
Количество жилетов - 78 взрослых и 7 детских. Все прошли испытания
Количество жилетов - 78 взрослых и 7 детских. Все прошли испытания

Впрочем, некоторые замечания владельцы «Восхода» все же получили.

Старший помощник Куйбышевского транспортного прокурора Михаил Шаляпин
Старший помощник Куйбышевского транспортного прокурора Михаил Шаляпин

– В целом и «Москва-37», и «Восход-08» соответствуют требованиям безопасности. Мы проверили документы, страховку. В случае ЧП пострадавшие смогут получить выплаты. С этим все в порядке. К «Восходу» есть несколько претензий – отсутствуют стрелки путей эвакуации и план эвакуации в машинном отделении, нужно обновить инструкцию по сбору спасательных плотов. Все эти нарушения сотрудники СРПП устранили во время проверки, – рассказал старший помощник Куйбышевского транспортного прокурора Михаил Шаляпин.

Стоит отметить, что всего в пассажирских перевозках по Волге используют пять теплоходов типа «Москва», четыре «омика», три «Восхода», паром «Окский 35» и скоростную «Ингрию». Их пускают по маршрутам до Сызрани, Тольятти, Ширяево, Винновки, а также до причалов Зеленая Роща, Зольное, Гаврилова поляна, Шелехметь, Нижний и Средний пляж, пляж имени Фрунзе.