Самарский приют для животных «Надежда» существует год. Сколько братьев наших меньших побывали в приюте за это время и сколько их оказывается на улицах ежемесячно? Собак и кошек каких пород чаще всего бросают? Когда проблема бездомных животных перестанет быть актуальной для Самары? Об этом и другом в интервью 63.ru рассказала директор приюта «Надежда» Амаль Баева.
– Амаль Александровна, приюту «Надежда» год. Расскажите, как все начиналось. И с какими трудностями пришлось столкнуться?
– Началось все еще лет пять назад. Во дворе дома, где я живу, появились щенки. Меня они умиляли, но такие чувства испытывали к малышам не все. Кто-то предлагал их отравить, кто-то – пристрелить. Тогда я начала думать, куда же их пристроить? Определила малышей в приют. С тех пор я и стараюсь забирать бездомных животных с улицы и находить им новый дом. Поначалу было тяжело, потому что не было места, где их вылечить, передержать. А потом несколько таких же, как я, любителей животных сошлись и арендовали в промзоне территорию площадью 20 соток. Постепенно наш проект вырос до масштабов приюта. Теперь здесь есть отдельный отапливаемый дом, где живут кошки и маленькие собаки. И помещение, где содержатся остальные собаки.
– А помните первого питомца приюта?
– Это была собака, нашли ее в парке Гарагина. Мы забрали ее себе в приют, четыре месяца искали ей хозяев, но все было тщетно. Нам ее несколько раз возвращали. Потом позвонили ее хозяева. Оказалось, что собаку потеряли по пути из Прибрежного в Самару. В Прибрежном она заскочила с хозяевами в автобус, а в Самаре выскочила. Все это время ее искали в своем районе, а потом дети решили просмотреть сайты всех приютов в области и нашли.
Амаль Баева родилась 4 ноября 1981 года в Самаре. Закончила экономическую академию факультет мировой экономики. Замужем. Воспитывает сына. Занимается автономными источниками энергии.
– Сколько животных прошло через приют за год?
– Мы пристраиваем 20-30 животных в месяц. Столько же поступает ежемесячно. Сейчас в приюте живут 120 собак и 30 кошек.
– Сколько человек с ними работает?
– Постоянных волонтеров четыре человека и приходящих человек 10-15.
– Этого достаточно?
– Нет, этого не достаточно, чтобы уделить внимание каждому животному. Такого количества волонтеров хватает, чтобы выгулять в день 20-30 собак. Помогают дети, которые приезжают к нам целыми классами.
– В приюте чаще всего содержатся взрослые животные. Сложно ли они привыкают к новым хозяевам?
– В том, чтобы взять взрослое животное домой, есть и плюсы, и минусы. Нельзя сказать, что однозначно хорошо взять маленького щенка или котенка. Многие берут взрослых, так как виден размер и характер животного. Щенка или котенка надо воспитывать, но не у всех есть желание и опыт. Наша задача в этом и состоит, чтобы подобрать животные под конкретного человека, чтобы они подошли друг другу.
Жил у нас в приюте пес Руди. И он не шел ни к кому. Как-то его забрали, а уже на следующий день мы увидели Руди у ворот приюта – он сбежал от хозяев и вернулся к нам. А однажды пришла женщина, и он сразу пошел к ней, они быстро нашли общий язык. Сейчас он живет в новом доме.
Блиц-опрос
– Собака или кошка?
– Собака.
– Вечер в приюте или прогулки с друзьями?
– Вечер в приюте с друзьями.
– «Белый Бим – черное ухо» или «Ко мне, Мухтар».
– «Белый бим».
– А как к вам попадают собаки и кошки?
– В первую очередь берем потерянных домашних животных, ищем их прежних хозяев.
– Много ли найденных животных возвращаете владельцам?
– Не так много, как хотелось бы. Вернули хозяевам мы примерно 10% найденных животных. Иногда находим, а они отказываются принять. Бывает и такое. Есть отказные домашние животные, от них отказываются из-за аллергии, переезда, рождения ребенка и других причин. Немало также животных от умерших хозяев. Стараемся также брать в приют тех, кто живет на улице.
– А каких собак и кошек чаще всего бросают?
– Если говорить о породистых животных, то из собак чаще всего в приют поступают далматины, таксы, стаффордширские терьеры, французские бульдоги, спаниели и алабаи. Среди кошек – персы, британцы и сиамские.
– Как считаете, возможно ли решить в Самаре проблему бездомных животных и как это сделать?
– Большое число бездомных животных на улицах – это следствие другой большой проблемы. У нас царит безответственное отношение к животным вообще. Много домашних питомцев бросают на улицах. 30 мы принимаем, а еще 300 взять не можем, потому что у нас в приюте нет столько места. Представляете, сколько четвероногих каждый месяц оказывается на улице?
Безнадзорными животными «обеспечивает» и частный сектор: дома сносят, хозяева уезжают, собак и кошек просто бросают. Еще один аспект – люди не стерилизуют своих животных. Если в квартире можно уследить за питомцами, то в частном секторе, на базах, на заводах или на стоянках это просто невозможно. Также считаю, что необходимо вводить обязательную регистрацию домашних животных, чтобы при случае можно было без проблем найти владельцев, и большие штрафы за оставление питомцев на улице.
К домашним животным относятся как к вещам: легко приобретают – легко бросают. И пока у владельцев животных не появится ответственности перед своими питомцами, то будет замкнутый круг.
– Сейчас активно проявляют себя догхантеры. Как считаете, откуда такая злость к животным?
– Такие люди появились, потому что стало много животных, которые никому не нужны, и их никто не хватится. Здесь больше возможностей для проявления жестокости. Не могу сказать, что ими движет – садисты они или пытаются решить социальную проблему доступными им способами. Надеюсь, они исчезнут, когда проблему бездомных животных удастся решить.
– А наблюдаете ли вы какие-то шаги в этом вопросе?
– Уже 10 лет в Госдуме рассматривают закон об ответственном отношении в обращении с животными. Пока результата нет. Но без этого закона тяжело двигаться дальше.
– В приюте у вас много и собак, и кошек. Есть ли домашние животные у вас дома и берете ли себе кого-то из приюта на передержку?
– Нет. Домой из приюта питомцев не беру. У нас есть собака и кошка. Пес живет у нас уже десять лет, а кошка появилась год назад. Пес сам и нашел ее между гаражей. Они с трудом, но терпят друг друга. Но вот еще с одним животным им будет уже тесно.