Здоровье Виктор Поляков, заведующий кафедрой кардиологии и кардиохирургии ИПО, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ: «Я всем желаю в праздничные дни не расшатывать здоровье!»

Виктор Поляков, заведующий кафедрой кардиологии и кардиохирургии ИПО, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ: «Я всем желаю в праздничные дни не расшатывать здоровье!»

Виктор Петрович Поляков – выдающийся врач всероссийского и мирового уровня, почетный академик Российской академии медико-технических наук, заведующий кафедрой кардиологии и кардиохирургии Института последипломного образования, доктор медицинских наук, почетный профессор СамГМУ, заслуженный врач РФ, лауреат Национальной премии «Призвание», научный руководитель кардиохирургии в Самарской и Пензенской областях. В декабре этого года он стал лауреатом областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Признание и Уважение». Но мало кто знает, что Виктор Петрович еще и талантливый поэт, член Cоюза писателей. О самарской кардиохирургии, профессиональном пути и правильном отношении к своему здоровью Виктор Поляков рассказал в интервью Doctor63.ru.

– Виктор Петрович, кто стоял у истоков самарской кардиологии и кардиохирургии?

– В 1956-1957 годах развивать кардиохирургию в Самаре начал профессор Сергей Леонидович Либов, он создал коллектив единомышленников в клинической больнице. Я слушал его лекции еще студентом. Операции тогда проводились в основном по ликвидации несложных пороков сердца. В 1962 году Либова сменил Георгий Львович Ратнер, волевой, эрудированный человек, который начал заниматься сердечной хирургией на более высоком уровне, с использованием аппарата искусственного кровообращения, но это оказалось делом очень трудным. Больше успехов было достигнуто при освоении проблемы электрокардиостимуляции. Когда я в 1963 году пришел к Георгию Львовичу из больницы им. Соловьева, где работал фтизиохирургом, то он и предложил мне заняться этой проблемой. Огромную помощь в этом нам осуществляли инженеры-электронщики военных предприятий. Первый наш кардиостимулятор конструкции В.А.Христюка появился в 1968 году. Так на всю оставшуюся жизнь я оказался связанным с проблемой сердечных аритмий. В связи с необходимостью расширения и углубления кардиохирургической службы по предложению профессора Ратнера я, защитив в 1974 году докторскую диссертацию, перешел в 1976 году работать во вновь открывшуюся кардиологическую больницу, ставшую впоследствии областным кардиодиспансером. Мы начинали с колоссальных трудностей, не было оборудования, аппаратуры. Из-за этого пришлось начинать сложные операции на открытом сердце под общим охлаждением больного – гипотермией, которая сейчас осталась в истории, но помогла коллективу сформироваться и выстоять. Уже тогда впервые в России в Самаре были выполнены операции при сложных нарушениях сердечного ритма, начата коррекция многокомпонентных врожденных пороков и протезирование клапанов сердца.

– Каких результатов удалось достигнуть?

– С 1985 года, когда появилось современное оборудование, развернулась настоящая, масштабная работа, которая продолжается и по сегодняшний день. В 1993 году была проведена первая операция по аорто-коронарному шунтированию при ишемической болезни сердца, начаты операции при кардиомиопатиях. С 1997 года успешно стала развиваться хирургия аневризм аорты и хиругия мерцательной аритмии – сложнейшая операция «Лабиринт». Постепенно в начале нового века «большая» хирургия стала заменяться малоинвазивными процедурами. Вместо шунтирования теперь можно делать стентирование, стент как пружина расширяет суженный сосуд и восстанавливает кровоток. Это уже широко применяется при остром инфаркте миокарда. При сложных аритмиях преимущественно используются безопасные катетерные способы их подавления. В год в диспансере выполняется более двух тысяч операций, из них около 1 000 – с искусственным кровообращением, 500-600 операций по коронарной агиопластике (стентированию). На сегодняшний момент операции по аритмии (до 350) делаются катетерным способом, без аппарата искусственного кровообращения.

– Какого уровня операции проводятся в Самаре?

– Самарская кардиохирургия на все способна. Мы не уступаем ни одному центру в Москве, Новосибирске или Санкт-Петербурге. К основным направлениям, по которым проводятся операции, во-первых, относится ишемическая болезнь сердца. Инфаркты и стенокардия составляют процентов 40, а то и 50 от всей хирургии. Вторая большая проблема – приобретенные пороки сердца. В настоящее время в нашей стране в связи с наркоманией, плохими условиями проживания все чаще развивается тяжелое воспалительное заболевание клапанов сердца – инфекционный эндокардит. Разрушается клапан, возникает сепсис, больной погибает на глазах. И в этом случае только хирургия может спасти: удалить все воспалительные участки, заменить все пораженное. Кроме того, примерно один процент людей уже рождается с врожденным пороком сердца. Из них в первые полгода умирает больше половины, мало кто доживает до 30 лет. Поэтому таких больных нужно срочно оперировать, другого выхода нет. А операции по врожденным порокам достаточно сложные. Следующее направление – хирургическое лечение нарушений сердечного ритма, которое развилось за последние 20 лет. Первую операцию по нарушениям сердечного ритма на «открытом сердце» мы сделали в 1980 году. Сейчас операций на «закрытом» сердце уже не делают, большая хирургия все больше уступает место катетерным методикам, при которых можно поставить стент, «прижечь» место, где развивается аритмия. В будущем все большее значение будет придаваться малоинвазивным технологиям, где организм получает меньше травмы.

– Почему вы стали именно хирургом?

В 1959 году я был студентом шестого курса Куйбышевского медицинского института. В те годы на этапе последнего курса учебы, прохождения субординатуры, человек уже знал, кем он будет. Сейчас все изменилось, нет специализации. А тогда «хирургическую профессию» наша группа изучала в Новокуйбышевске, там была медицинская санитарная часть нефтеперегонного завода.

До шестого курса я не выбрал себе специальность, а в субординатуре решил пойти в хирургию. Главную роль в моем выборе сыграл замечательный преподаватель, только защитивший кандидатскую диссертацию, молодой хирург Леонид Петрович Соков. Впоследствии он стал великим врачом, и я всю жизнь с ним поддерживал дружескую связь. Леонид Соков во мне угадал хирурга, убедил заняться именно хирургией, за что я ему всю свою жизнь благодарен. Леонид Петрович многим из нас дал путевку в жизнь.

– Как складывался ваш профессиональный путь?

Окончив институт, я начал работать в туберкулезной больнице им. Соловьева. Открытый туберкулез, хирургия легочного туберкулеза, вот чем я занимался в те годы. Ушел из больницы через три года, так как едва не заболел туберкулезом. Меня пригласили в клиническую больницу, и я нисколько не жалею, что так случилось, началась большая работа по общей, а затем – сердечной хирургии с Георгием Львовичем Ратнером.

В кардиологический диспансер я пришел уже доктором наук, будучи ассистентом кафедры, преподавателем. Почти сразу же меня стали агитировать быть заведующим кафедрой. Причем кафедрой, на которую трудно было найти заведующего. Это была кафедра детской хирургии в больнице имени Пирогова. В итоге я в течение 13 лет был заведующим кафедрой, 13 лет разрывался между небом и землей, между работой в кардиоцентре и двух крупных детских больниц города. Это была трудная задача, но я выстоял. В 1989 году по моей инициативе и поддержке руководства мединститута и облздравотдела открылась кафедра кардиологии и кардиохирургии факультета повышения квалификации, и с тех пор я работаю здесь, в кардиологическом диспансере.

Виктор Петрович, многие специалисты считают, что в России на первом месте по смертности сейчас стоят сердечно-сосудистые болезни. Что вы думаете об этой опасной тенденции?

– Сердечно-сосудистые заболевания всегда стояли на первом месте, сейчас стоят и будут стоять. Так устроен человек: портится чаще всего то, что больше всего работает. Сердце не отдыхает нисколько, да еще мы изнашиваем сосуды беспредельно. Особенно это касается мужчин, любящих злоупотребить алкогольными напитками и курением, а в последнее время и женщин.

– Каких принципов лично вы придерживаетесь в отношении здоровья? Какие рекомендации можете дать, как врач?

– Рекомендации простые. Во-первых, обязательно нужна физическая активность. Это совсем не значит, что нужно из кожи вон лезть, бегать километровые кроссы или поднимать тяжеленные гири. Но не нужно ездить на лифте на третий этаж. Я, например, всю жизнь хожу пешком. И при каждом удобном случае вместо поездки на трамвае лучше пройти то же расстояние пешком, потому что гиподинамия – это основа всех наших бед.

Другая основа многих болезней – это переедание. Сейчас во всем мире на первом месте по угрозе жизни стоит так называемое абдоминальное ожирение. Это когда взрослые люди с избыточным весом в 30-40 килограммов целыми днями как «колобки» сидят перед телевизором. Я пропагандирую такое выражение, что прачке нужно всего три пирожка с мясом за день, чтобы восполнить энергетические затраты.

Сочетание этих двух факторов, гиподинамии и переедания, является основной угрозой для человеческого здоровья. В организме накапливается много шлаков, они откладываются в сосудах, потом начинают включаться другие механизмы. В результате возникают сахарный диабет, гипертония, варикозное расширение вен и другие болезни. Сейчас у людей 30, 35 лет инфаркт не редкость, а еще лет 50 назад это было сложно себе представить.

– Каких принципов, на ваш взгляд, нужно придерживаться, чтобы вести здоровый образ жизни?

– Что касается особенностей питания, то нужно избегать жиров и большого количества сахара. Сахар нужен обязательно, но в малых количествах. Животные жиры лучше заменить растительным маслом. Если мы говорим о вредных привычках, на первое место по вреду для нашего организма я ставлю курение. Курение на первом месте, алкоголь на втором, потому что спиться не каждому дано. Тем, кто еще не начал курить, я настоятельно советую и не начинать. Особенно нельзя курить женщинам, поскольку никотин остается в организме навсегда. Никотин проникает в каждую живую клетку нашего организма, в организм еще не родившегося ребенка, если женщина беременна. Могу привести пример: 20 лет назад человек бросил курить, и до сих пор у него хронический бронхит, ничего уже не исправишь. Женщина, которая курит с молодости, обязательно будет демонстрировать окружающим землистый цвет лица, кашель как у старушки, возможно мокроту, кто же на нее смотреть будет? Я бы всем запретил курить. Сейчас в этом смысле происходит настоящая вакханалия, молоденькие девушки ходят по улице с пивом и сигаретой.

Возможно, виновато наше телевидение, оно сильно развращает людей, демонстрирует не лучшие элементы поведения, поэтому я телевизор не смотрю. Культурный уровень сегодня снизился как никогда. Раньше телевизор был источником культуры, люди рвались к экрану. Буквально вчера на муниципальном балу я видел выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Настолько это профессионально, чисто отработано, это потрясающее зрелище. Почему же не показать такой концерт по телевидению? А ведь если его и покажут, то в два часа ночи.

– Виктор Петрович, остается всего один день до нового 2011 года, что вы можете пожелать нашим читателям?

– Я всем желаю в праздничные дни не расшатывать здоровье, праздник должен быть праздником. Не нужно переедать, перепивать, чтобы потом не пришлось болеть. Не делайте ничего избыточно, это самое главное пожелание. Умеренность во всем – это самая древняя формула здоровья. Когда мы про нее забываем, начинаются все беды. Здоровья вам!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Почему в правительстве Самарской области появилось столько «варягов»? Объясняет депутат-историк
Михаил Матвеев
депутат Госдумы
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Рекомендуем
Объявления