Самарские страховые компании с первого мая 2011 года приступают к выдаче полисов ОМС единого образца. Новый документ не содержит в себе сведений о месте работы, и один раз в год можно будет поменять страховую компанию, не меняя самого полиса. Полис старого образца будет действовать до замены на новый, поэтому никаких очередей в связи с нововведениями не будет, уверены страховщики.
Все желающие с первого мая 2011 года могут самостоятельно выбрать страховую компанию и подать заявление на пластиковый полис. На территории Самарской области в настоящее время действуют семь страховых компаний. Они обязаны выдать полисы ОМС единого образца вновь застрахованным гражданам, а также тем, кто утерял полисы, или у кого они пришли в негодность.
Единый полис ОМС не содержит в себе информации о социальном статусе застрахованного, его месте жительства и информации о месте работы. Таким образом, жители будут иметь страховые медицинские полисы единого образца, не требующие замены при смене страховой медицинской организации, при устройстве на новую работу или увольнении с работы.
До этого момента работодатели, или органы исполнительной власти решали за человека вопрос, в какой страховой компании он будет застрахован. Теперь, в соответствии с новым законом об ОМС, пациент сам решает, какой из страховых компаний ему отдать предпочтение.
Также полисы будут действовать на всей территории РФ. Даже если человек временно уедет в командировку в другой город, то он сможет воспользоваться правом получения медицинской помощи по полису ОМС.
Для тех жителей, кто уже застрахован, и имеет на руках бумажный полис, никакой срочности для его замены нет, предупреждают чиновники. В федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» четко сказано, что полисы ОМС, выданные лицам, застрахованным до дня вступления закона в силу, являются действующими до замены их на полисы единого образца. При этом ни в самом законе, ни в правилах ОМС не содержится указания предельной даты действия полисов, выданных до первого мая 2011 года. Поэтому ни одна страховая компания и ни одно медицинское учреждение не вправе отказать гражданину в оказании медицинской помощи в связи с тем, что у него полис «старого» образца.
В страховой компании «Аскомед» корреспонденту 63.ru подтвердили, что в ближайшем времени менять старый полис на новый не нужно. Но стоит напомнить, что пациенты имеют право один раз в год по своему желанию менять страховую организацию. Выбор следует сделать не позднее первого ноября.
Для выбора или замены страховой медицинской организации клиент лично или через своего представителя должен обратиться в выбранную им организацию с соответствующим заявлением. Если же человек не подал заявления о выборе страховой медицинской организации, он считается застрахованным в прежней компании, в которой обслуживался до этого.
Обязательный выбор страховой организации требуется только в том случае, если произошло изменение места жительства или у человека отсутствует медицинский полис. Только тогда следует в течение одного месяца осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства. Срок ответа на обращение в страховую инстанцию не должен занимать более 30 дней. Изготовление полиса займет месяц, на время замены человек будет пользоваться временным уведомлением.
«Никто не ждет, что все массово кинутся менять страховую компанию и лечащего врача. Полную информацию о самарских страховых компаниях также можно получить в территориальном Фонде ОМС Самарской области по телефону (846) 998-27-01», – уточнил исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области Виктор Мокшин.
Свободный выбор должен обеспечить конкуренцию среди компаний, а конкуренция должна повысить качество предоставляемой услуги, считает председатель Ассоциации страховщиков Самарской области Николай Прохоренко: «Важно сформировать само понятия «страховая услуга»: четкая организация, доброжелательный персонал, возможность решить проблему. Мы должны осознать себя потребителями, стать информированными. Страховой полис – тоже товар. Хотя для нас он бесплатен, для бизнеса это прибыль. Важную роль в выборе страховой компании играют наличие сайта, доступность, функциональные возможности сайта, обратная связь».
Если пациенту не дали направление к врачу, взяли деньги за бесплатную услугу, то разобраться в ситуации должен будет страховщик. «Если он не захочет этого делать или выполнит свою работу плохо, вы можете просто поменять страховую компанию. То есть, наказать ее рублем», – комментирует Николай Прохоренко.
Однако статистика свидетельствует, что лишь небольшой процент самарцев свой выбор в пользу той или иной страховой компании делают осознанно. «Я выбрала ту страховую компанию, что ближе всего к моему дому. Жаловаться на врачей страховщику просто нет времени, и не уверена, что это поможет. В любом случае поликлинику можно будет поменять только с согласия участкового врача, а хорошие врачи и так перегружены работой, к ним на прием не попасть», – считает жительница Самары Любовь Ежова.