В Самарской области планируется создать единую электронную базу историй болезни всех пациентов. Разработчики предлагают для экономии расходов не создавать заново единую оптико-волоконную сеть, связывающую все медицинские учреждения, а арендовать серверы у одного из интернет-операторов. Депутаты городской думы выразили опасение, что это противоречит закону о защите персональных данных.
Внедрение электронного документооборота в области находится в разгаре. В настоящее время проводится его тестовая эксплуатация. Следующим этапом планируется внедрение электронных документов во всех медучреждениях Самары, без использования корпоративной сети передачи данных, по средствам веб-доступа через Интернет.
Уже существует единый информационный ресурс, позволяющий людям записаться на прием в больницу или поликлинику с помощью Интернета. На портале государственных услуг СУПРЕМА существует возможность записи на прием в 130 «Электронных регистратур» ЛПУ (2 учреждения федерального значения, 20 государственных, 77 муниципальных и 3 негосударственных учреждения с их отделениями), к 2 291 врачам по 33 специальностям.
Развивается и такое направление, как телемедицинские консультации. Эта технология дает возможность исключить транспортные расходы при необходимости консультации у иногородних специалистов. По региональной программе модернизации здравоохранения до конца 2012 года пункты обмена телемедицинскими данными появятся в городской клинической больнице №1 имени Пирогова, городской клинической больнице №2 имени Семашко и детской городской клинической больнице №1 имени Ивановой. На эти цели выделяется 5 млн 414 тыс рублей.
Будет обновлена и компьютерная база. В настоящий момент парк вычислительной техники состоит из 2406 компьютеров. До конца 2012 года планируется обновление парка техники на сумму 78 млн 598 тыс рублей, модернизация локальных вычислительных сетей учреждений на сумму 27 млн 428 тыс рублей, а также переход на персонифицированный учет оказания медицинских услуг. Общая сумма, которую потратят на обновление и внедрение информационных систем, в 2011 году составит 66 млн 64 тыс рублей, в 2012 году – 72 млн 501 тыс рублей.
Одним из перспективных направлений является создание в департаменте здравоохранения центра обработки статистической медицинской информации. Он станет частью единой информационной системы в сфере здравоохранения. Для реализации проекта в 2012 году специалисты разработают медицинскую базу данных. Медицинская информация и сведения об оказанных жителям услугах будут поступать в интегрированную базу данных из медицинских учреждений по электронным каналам связи.
Электронная история болезней уже существует в некоторых больницах. «Общих баз данных пока не существует, нет и общей истории, стандарты мы только получили», – сказал директор городского медицинского информационно-аналитического центра Алексей Шатилов на заседании комитета по охране здоровья в самарской городской думе. В перспективе карточка болезни пациенту не понадобится, история болезни будет доступна с рабочего места врача. База данных будет содержать персональные данные. До конца 2011 года планируется закончить аттестацию рабочих мест. «Для реализации проекта по созданию базы данных нужно запланировать средства в размере 3 млн 300 тыс рублей на 2012 год», – рассказал Алексей Шатилов.
Реализация сталкивается с рядом трудностей. Например, отделения городской больницы №10 находятся в разных местах и связать их между собой «оптикой» достаточно сложно. Сами файлы в электронной истории болезни весят достаточно много, и чтобы из можно было легко открыть, нужна локальная сеть, оптико-волоконная сеть, а не Интернет, считают разработчики. По словам Алексея Шатилова, один из выходов – это привлечение интернет-провайдера, который практически полностью покрывает город. Дело в том, что на создание собственной локальной сети, состоящей из оптико-волоконного полотна, нужно не менее 50-55 млн рублей. В то время как можно договориться с провайдером, у которого есть собственный дата-центр, и часть серверного оборудования взять у них в аренду.
«Но мы ведь так уходим под зависимость от собственника», – считает депутат самарской городской думы Елена Ширнина. «Не имея единой базы, работать не сможем», – комментирует депутат самарской городской думы Лидия Федосеева.
Даже если мы построим собственную сеть, то все равно нужно будет тратить средства на его обслуживание, сказал Алексей Шатилов: «Привлекать для этого специалистов. Если строить центр, сложно будет провести и его сертификацию».
По мнению юристов городской думы, взятие в аренду чужих серверов плохо согласуется с законом о защите персональных данных. Если провайдер уйдет с рынка, то это тоже создаст проблему. Проекту еще предстоит получить юридическое обоснование. «Имеет смысл обсудить вопрос о создании единой базы данных внутри департамента здравоохранения, а затем совместно с депутатами подготовить обращение», – предложила Елена Ширнина.