Минздрав хочет заставить фельдшеров скорой помощи самостоятельно водить служебные автомобили. А параллельно с этим водителям планируется дать начальное медицинское образование, чтобы они могли выполнять функции санитаров. Чиновники объясняют такое решение усовершенствованием системы скорой помощи, которую хотят преобразовать на манер западной. В самарской скорой работают в основном женщины, и как они воспримут подобную инициативу, пока неизвестно.
Первые разговоры о модернизации скорой помощи начались еще в 2010 году, тогда была разработана программа преобразований, рассчитанная на 10 лет. Одним из первых пунктов программы называлась необходимость обучения фельдшеров навыкам вождения спецавтомобилей, чтобы они при случае могли полностью заменить водителей. «Необходимо расширить образовательный стандарт фельдшера, в большинстве стран эта возможность предусматривается», – говорил в 2010 году главный внештатный специалист Минздрава по «скорой помощи» Владимир Багненко, выступая на коллегии министерства.
Также господин Багненко отмечал, что бригада скорой помощи должна состоять как минимум из пяти человек: одного врача, двух фельдшеров, санитара и водителя. Однако низкое финансирование и связанная с ним кадровая проблема не позволяют укомплектовать штат скорой помощи таким количеством персонала. Поэтому предлагалось расширить функции фельдшера, чтобы поднять ему зарплату, и тем самым привлечь в скорую новых сотрудников со средним медобразованием.
В 2010 году идея сделать из фельдшеров водителей не нашла поддержки со стороны специалистов, и о ней постепенно забыли. Однако спустя два года чиновники снова заговорили о том, что во всей цивилизованной Европе фельдшеры уже давно водят спецавтомобили, а водители совмещают работу санитаров. Теперь предлагается даже конкретная модель работы новых бригад скорой помощи. Так, например, бригада, состоящая из водителя-санитара и фельдшера-водителя, сможет выезжать на несложные вызовы, когда жизни пациента ничего не угрожает. А фельдшер, который умеет водить автомобиль, станет более независимым и в отдельных случаях сможет выезжать на вызов самостоятельно, без сопровождения. Врачебные же бригады будут обслуживать сложные случаи, когда больной может умереть, либо находится в тяжелом состоянии. Однако некоторые специалисты считают, что подобные нововведения как минимум абсурдны.
«Я считаю, что это нонсенс – заставлять фельдшера водить спецавтомобиль. Как они там в Минздраве себе это представляют. Фельдшер сначала заехал на заправку, затем поменял проколотое колесо, поковырялся в движке, а потом пошел больному инъекции делать, так что ли? Это же абсурд, – считает бывший врач скорой помощи Алексей Кудлаев. – Еще стоит учесть, что большинство фельдшеров – это молодые девушки, и водить фургоны для них как-то несподручно. А насчет того, что на Западе скорую водят фельдшеры, я лично никогда ничего не слышал. Напротив, я точно знаю, что в большинстве европейских стран в службу скорой помощи берут только водителей-профессионалов с большим стажем работы и навыками техобслуживания автомобиля. Просто так там водителем скорой не стать. А у нас хотят непрофессионалов за руль посадить, да мало того непрофессионалов, а людей, у которых вообще совершенно иные задачи».
Единственное, что вызывает одобрение, это обучение водителей навыкам первой медицинской помощи. Такая система действительно существует в большинстве развитых стран.
«В Германии, например, водитель скорой обязан помогать медперсоналу и уметь оказывать первую медицинскую помощь, – рассказывает Алексей Кудлаев. – Для этого водители проходят специальные курсы перед началом работы, где их учат элементарным вещам: как наложить жгут, провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Но фельдшеров «за баранку» никто не сажает».
Нужно учитывать, что у работников скорой помощи очень тяжелые условия труда, говорит главный врач станции скорой медицинской помощи Самары Владимир Молоков: «Летний период для работников скорой помощи отличается тем, что им приходится работать в условиях, в которых работать нельзя. Машины не оборудованы кондиционерами, окна в салонах не открываются, и температура воздуха в автомобиле может достигать 50 градусов». Самарские фельдшеры – это в основном представительницы слабого пола, и в таких условиях им еще и садиться за руль, мягко говоря, нежелательно.
Несмотря на то, что мнения по этому вопросу весьма неоднозначные, реализацию программы чиновники начнут уже в текущем году. Для этого с 1 сентября студентов медицинских колледжей начнут обучать по новым стандартам, и через четыре года мы получим универсальных фельдшеров-водителей.