В редакцию 63.ru обратилась жительница Новокуйбышевска. Она рассказала, что два месяца ждала приема к одному из специалистов городской больницы, когда ей срочно требовалась помощь.
По словам женщины, в один не слишком прекрасный день она проснулась и обнаружила у себя опухоль суставов. Сначала ее пытались лечить у терапевта, потом она обратилась к другому специалисту. Ревматолог направила ее сдать необходимые анализы, в том числе и в областном центре. Нередко пациентке приходилось выполнять назначения за свой счет: «Я очень переживала, что время идет, а я не знаю, что со мной происходит. Приходишь записываться сдавать кровь на биохимию, а там сроки ожидания – месяц, пришла на рентген суставов в мае – очередность уже до августа. Заведующая говорила, что в моем случае все сроки нормальны. Может, я и горячилась, но меня пугала неизвестность. Поэтому если ожидание было слишком долгим, я оплачивала свои анализы самостоятельно. Я боялась, что болезнь может получить развитие, и ее станет трудно контролировать».
Когда пациентка прошла все необходимые обследования, она записалась на очередной прием, было это в конце июля. Но на двери кабинета висело объявление о том, что врача нет до октября. Как рассказывает женщина, она не стала писать никаких обращений: «Понятно, что специалист только один на весь город, так зачем жаловаться? По всем срокам сдачи анализов тоже ответят, что все соответствует программе госгарантий, и в Самару, наверное, по этому же поводу не пустят. Больше на это тратить время не стала, некогда – работаю. Многие мои знакомые из-за этого и не обращаются в больницы: терпят до последнего».
Эта история – одна из иллюстраций системного кадрового кризиса, назревшего в здравоохранении Самарской области. Так, в самом Новокуйбышевске не хватает 20% врачей, с медсестрами ситуация еще печальнее. Медики уходят в частную медицину за более высокой заработной платой.
По словам руководителя управления здравоохранения городского округа Новокуйбышевск Любови Зуевой, в центральной городской больнице некоторых специалистов попросту нет, иногда спасают ситуацию врачи-совместители. В городе с населением в 110 тысяч человек сегодня работают на полставки пульмонолог, аллерголог, ревматолог, кардиолог. «Пациентке не стоило скрывать себя, безадресно помочь в данном случае невозможно. Если проблемы возникают, нужно решать их сообща. Все жалобы в обязательном порядке мы рассматриваем, я также принимаю по личным вопросам», – сказала Людмила Зуева. Она пояснила, что сегодня очередь к узким специалистам в городе может быть до полутора месяцев. По программе госгарантий допустимо время ожидания в два раза большее. «О том, что за консультацией можно поехать в Самару, посетителям рассказывают терапевты. Поездкам в областной центр не препятствуем, но люди просят подобные правления не часто. Да и мы стараемся своих жителей лишний раз не гонять», – сказала руководитель управления.
Министр здравоохранения Самарской области Геннадий Гридасов рассказал, что не только в малых городах области, но и в крупных наблюдается нехватка врачей. Так, сызранские поликлиники обеспечены врачами на 47% от потребности, подобная тенденция наблюдается по нескольким поликлиникам в Тольятти. Нередко врачи работают, будучи в пенсионном возрасте. Чтобы привлечь докторов на село, министерство предлагает по миллиону рублей, однако молодые специалисты далеко не всегда готовы уехать из города. Так, на сегодня всего 100 человек воспользовались этой возможностью. Работает и инициатива готовить в университетах специалистов для конкретных медучреждений. Пока по данной программе пока учатся только 80 человек.
«Это достаточно сложная ситуация, но, вместе с тем, многомесячных очередей нет. Если человека отодвигают в очереди, у него есть право обратиться к своему защитнику – в страховую компанию. Если вы пришли туда с жалобой на то, что вас не принимают, страховая компания вправе направить пациента к тому врачу, который может оказать помощь, не обязательно в поликлинике по месту жительства. Проблемы нет. Она надумана», – резюмировал министр.
Подробную инструкцию, как действовать пациенту в аналогичных случаях, Doctor63.ru попросил в Самарском региональном отделении общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов». Консультант организации, адвокат Алексей Афонин пояснил, что для пациентки, которая позвонила к нам в редакцию, самым правильным выходом из ситуации было бы написать обращение на имя главного врача больницы и передать его через канцелярию. Можно также обратиться и к руководителю профильного отдела или управления в муниципальной администрации, а также в страховую компанию с просьбой разобраться в проблеме. «В некоторых случаях помощь получают на платной основе, а потом требуют компенсации через суд. Но все замыкается на письменном заявлении, это отправная точка работы. Однако, к сожалению, пациенты не спешат решать вопрос письменно», – сказал юрист.
Фото: Фото с сайта Vecherniyorenburg.ru