Здоровье Тяжелобольным самарцам негде умереть

Тяжелобольным самарцам негде умереть

В Самарской области в хосписах есть лишь 71 место, в то время как требуется в три раза больше. Общественность выступает за увеличение коек паллиативной помощи, в том числе для больных ВИЧ-инфекцией, а также пациентам с сердечно-сосудистыми и легочными патологиями. Однако дефицит регионального бюджета ставит под сомнение скорое решение этого вопроса.

Паллиативная помощь – это профессиональная медицинская, психологическая и социальная забота о человеке, который страдает неизлечимой болезнью в последней (терминальной) стадии. Как правило, эти пациенты нуждаются в облегчении болевого синдрома, психологической, социальной и даже правовой поддержке. Нередко они бывают одинокими, иногда члены семьи не имеют возможности ухаживать за родственниками, находящимися на пороге смерти, поэтому профессиональную помощь и уход неизлечимо больные получают в хосписах, на дому такую поддержку оказывают специализированные выездные сестринские бригады.

Понятие паллиативной помощи в российском законодательстве появилось в 2011 году, хотя хосписы и отделения сестринского ухода в Самарской области работают с 1991 года. Сегодня в губернии функционирует 14 бригад выездной помощи и 70 хосписов, где может разместиться 71 человек. 26 коек паллиативной помощи – в областном центре, остальные расположены по всей территории губернии. Однако такого количества мест для смертельно больных в регионе не достаточно. Население губернии стареет, к тому же область занимает одно из первых мест по числу онкологических больных, растет число заразившихся ВИЧ. Обеспеченность койками паллиативной помощи в регионе составляет – 2,2 на 100 тысяч населения, в то время как, по оценкам мировых специалистов, необходимо 10-12 мест. Кроме того, большинство хосписов в нашей области ориентированы только на онкологических больных, поэтому без паллиативной помощи остаются пациенты с ВИЧ, сердечно-сосудистыми, легочными и другими тяжелыми заболеваниями. За некоторыми пациентами ухаживают в отделениях сестринского ухода, в губернии 40 таких отделений, здесь может обслуживаться 740 больных. Однако направление работы сестринского ухода иное, там проводят поддерживающее лечение при хронических заболеваниях старикам, которые нуждаются в дополнительном уходе.

Проблемам развития паллиативной помощи в Самарской области было посвящено очередное заседание общественной комиссии при комитете по здравоохранению, демографии и социальной политике. Представители регионального минздрава рассказали, что в 2013 году на содержание отделений сестринского ухода будет выделено 208,5 млн рублей, предполагается развернуть 50 дополнительных коек, а также увеличить число выездных бригад до 33. На финансирование работы хосписов будет потрачено 35,8 млн рублей, планируется организовать отделения паллиативной помощи больным с ВИЧ-инфекцией в Тольятти, Самаре и Жигулевске. Однако этих мер не достаточно. Федеральный Минздрав ориентирует регионы на следующие цифры: к 2018 году на 1 млн населения должно быть развернуто 100 хосписных коек. Выходит, что сегодня объемы оказываемой паллиативной помощи в регионе в три раза меньше требуемого норматива. В то же время дефицитный бюджет региона не позволяет говорить о скором решении проблемы.

Главный врач автономной некоммерческой организации «Самарский хоспис» Ольга Осетрова уверена, что с годами потребность в паллиативной помощи будет только возрастать: «Самарский хоспис оказывает помощь только больным онкологического профиля. Но к нам нередко звонят родственники пациентов со СПИДом, а также самарцы, у кого живут престарелые родители, которые годами не встают после инсульта. Они просят взять своих больных хотя бы на месяц, потому что семья морально истощается. Думаю, такая проблема знакома многим. В Самарской области большая потребность в паллиативной помощи и малая возможность ее оказания», – считает врач.

В то же время, по официальной статистике, в вопросах организации паллиативной помощи наш регион выглядит лучше многих других субъектов. Заместитель министра здравоохранения Самарской области Сергей Кузнецов обратил внимание присутствующих на то, что во многих регионах хосписы вообще не работают: «Паллиативная помощь оказывается не только в хосписах, но и сестринскими бригадами на дому, а такой подход может быть не менее эффективным. Федеральное министерство готовит программу развития здравоохранения, в рамках которого будет получать поддержку направление хосписной помощи. Бюджет находится в финансовых тисках, поэтому нужно решать проблему в соответствии со своими возможностями. Гигантского скачка не получится, но шаг за шагом решать проблему мы будем», – сказал чиновник.

Ответственный секретарь Ассоциации врачей частной практики Алексей Самошкин отметил, что частный медицинский бизнес может оказывать паллиативную помощь, однако в ходе заседания о возможности такого партнерства не упоминалось: «В решении подобных вопросов ни одна страна мира не полагается только на сеть госучреждений. При разработке областной целевой программы по развитию паллиативной помощи необходимо предусмотреть использование механизмов госзаказа на выполнение социально-медицинских услуг частными медицинскими организациями», – говорит Алексей Самошкин.

Безусловно, в Самарской области необходимо расширять сеть хосписов. Тяжело больной человек должен знать, что на пороге смерти он не останется один и сможет получить облегчение своих страданий. Вместе с тем эксперты полагают, что помимо создания дополнительных хосписных коек требуется заняться и вопросами качества паллиативной помощи, в этой сфере нужен общественный контроль и профессиональная оценка.

Фото: Фото с сайта Yellowcross.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Дочь лежала как тряпочка. Я готовилась к плохому»: мама восьмимесячной малышки назвала симптомы заразного вируса
Анонимное мнение
Мнение
«Отношение — как в зоне». Экс-сотрудница склада Wildberries — о «тюремных» досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах
Анонимное мнение
Мнение
«Мечта жены о Мальдивах останется мечтой». Семья живет на 130 тысяч рублей — хватает ли этого
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления