Частные медицинские центры оказались под угрозой разорения в связи с изменением закона «О рекламе». Представители медицинского сообщества опасаются, что новые правила приведут бизнес в упадок, так как полностью запретят рекламу их услуг. Чтобы понять, как теперь продвигать себя на рынке, руководители коммерческих клиник обратились за разъяснениями в Госдуму. Ситуация осложняется тем, что никто из экспертов не знает, как будет работать обновленное законодательство.
Первоначально закон предполагал запретить только рекламу абортов, методов народной медицины и рецептурных лекарств. Пока все было в таком виде, вопросов ни у кого не возникало. Однако позже законотворцы расширили список запретов и добавили в документ следующую формулировку: «Реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, специализированных печатных изданиях».
С 1 января обновленный документ вступил в законную силу, и сразу вызвал множество вопросов со стороны рекламодателей – частных клиники и медицинских центров. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что им полностью запретили размещать рекламу в СМИ, другие уверены, что это всего-лишь юридическая коллизия, которая не грозит бизнесу. К примеру та же «специальная подготовка», о которой говорится в законе, совсем не обязательно будет касаться врачей.
«Правовая норма не прописана, что вызвало совершенно разное ее понимание руководителями медицинских клиник, – приводит слова управляющего Центром медицинского права Алексея Панова российское агентство медико-социальной информации «АМИ». – Некоторые убеждены, что речь идет о спецподготовке самих врачей, медицинских изделий, другие – пациентов. Если говорить о пациентах, действительно, для проведения многих диагностических исследований, лечения, операций требуется специальная подготовка. К примеру, перед УЗИ пациент должен выпить определенный объем жидкости, перед некоторыми видами лечения и всеми почти операциями требуется анестезия».
Однако полагаться на домыслы и рассуждения в таких вопросах опасно. Ведь штрафы за нарушение закона предусмотрены немалые и варьируются в пределах от 100 до 500 тысяч рублей. Даже для крупного медицинского центра полмиллиона – это очень приличная сумма, не говоря уже о небольших частных кабинетах, для которых такой штраф может стать началом банкротства. С другой стороны, без рекламы невозможно привлечь новых клиентов, что так же ставит коммерческие предприятия под угрозу разорения. Особенно это касается вновь открывшихся клиник, у которых еще нет наработанной клиентской базы.
Ситуация осложняется тем, что никто не может с уверенностью сказать, как будет работать измененное законодательство. Даже сотрудники антимонопольной службы, которые обязаны следить за его исполнением, все еще ждут разъяснений из центра.
«Мы направили заявления в Федеральную антимонополную службу с просьбой о разъяснении новых норм закона «О рекламе», – говорит начальник отдела рекламы УФАС России по Пермскому краю Мария Герасимова. – Сейчас мы ждем ответа от ФАС России, и как только его получим обязательно доведем информацию до всех заинтересованных сторон. То есть, мы в любом случае будем ориентироваться на то, что нам скажет «центр». Пока прецедентов, чтобы кого-то оштрафовали за нарушение нового закона, не было».
Вслед за антимонопольщиками пояснений ждут и профессиональные юристы, которые работают в сфере рекламы и средствах массовой информации.
«Пока никаких комментариев на этот счет мы дать не можем, потому что сами не знаем как и что, – говорит руководитель юридического отдела компании «RUGION» Елена Фицнер. – Сейчас все ждем правоприменительную практику нового закона. Более менее ситуация должна проясниться в первых числах февраля, после того как в Москве пройдет семинар, посвященный новому закону. До этого времени придется работать на свой страх и риск, и полагаться только на профессиональный опыт».
Тем временем отдельные частные клиники вовсе отказываются от рекламы. Все-таки страх быть оштрафованным и потерять деньги сильнее, чем возможное увеличение доходов от привлечения новых клиентов. Добавим, что «рекламный закон» может ударить не только по медицинским центрам, но и по ряду СМИ, которые сейчас активно рекламируют медицинские услуги и товары.
Фото: Фото с сайта Vaconsumervoices.org