Даже если сейчас вы без проблем читаете все строчки в таблице Сивцева (той самой, с буквами разного размера в кабинете у «глазного»), гарантии, что так будет всегда, нет. Увы, от ухудшения зрения никто не застрахован. А вот шанс избавиться от близорукости, дальнозоркости или астигматизма есть у каждого — медики знают как. А все возможности современной мировой и европейской офтальмохирургии доступны и в Самаре.
Чаще всего проблемы со зрением — следствие генетической предрасположенности. Если у мамы с папой близорукость, то ребенок рискует получить ее в наследство. Но порой это явление не врожденное, а приобретенное. Палки в колеса «ясновидящим» вставляют учеба и работа в офисе: мы читаем, пишем или сидим за монитором, глаза напрягаются, зрение падает. Особо часто и остро проблемы с глазами дают о себе знать в последние 10–20 лет. Весь мир подсел сначала на компьютеры, потом на смартфоны, что и спровоцировало нечто похожее на эпидемию плохого зрения.
К счастью, первые шаги к быстрому и эффективному восстановлению орлиного взора врачи сделали задолго до этого, но возможность вернуть глазу былую остроту с помощью операции на роговице появилась только к началу 1990-х. Первой доступной и приемлемой с точки зрения предсказуемости результата методикой лазерной коррекции зрения стала фоторефракционная кератэктомия, или ФРК. В 1998 году ее начали применять в Самаре. Усовершенствованную фоторефракционную кератэктомию самарские врачи освоили в 2000 году — технологию MAGEK. Ее разработали и апробировали в больнице имени Т. И. Ерошевского три доктора — главный врач А. В. Золотарев, заведующий отделением эксимер-лазерного и микрохирургического лечения Е. А. Спиридонов и врач-офтальмолог З. П. Клюева. Принципиальным отличием от ФРК стала возможность снизить риск серьёзных осложнений, возникающих при коррекции больших степеней близорукости или дальнозоркости.
В феврале 2009-го в Самаре состоялась первая операция по коррекции зрения методом FemtoLasik. Ее провел Евгений Спиридонов — сейчас заведующий отделением офтальмологии и микрохирургии клиники «Медгард». И хотя с тех пор прошло уже 10 лет, FemtoLasik остается наиболее прогрессивным способом коррекции зрения. Воздействие на роговицу в этом случае происходит не на поверхности глаза. На сегодняшний день FemtoLasik — самый безопасный, точный и прогрессивный метод «лоскутной» микрохирургии глаза.
Сейчас все три способа лазерной коррекции зрения доступны в «Медгарде». Показания к применению — близорукость, дальнозоркость или астигматизм в стабильном состоянии на протяжении 1,5–2 лет. Конкретный метод выбирают уже исходя из имеющихся отклонений от нормы, дефектов и особенностей строения глаза — все-таки толщина роговицы имеет определённые пределы.
Как бы то ни было, операция проходит безболезненно и быстро. Не требуется ни стационар, ни долгая реабилитация. После поверхностной шлифовки эффект очевиден сразу, а восстановление зрения до максимума происходит в течение пары недель. После FemtoLasik тот же процесс занимает не более суток.
— Никакой особенной подготовки к операции от пациента не требуется. Главное — вовремя отказаться от ношения контактных линз и заранее пройти комплексную офтальмологическую диагностику, по результатам которой будут определены параметры будущей операции. Коррекция одного глаза занимает 10–12 минут, после чего пациент встает с операционного стола и может идти домой. К обычному ритму жизни можно возвращаться сразу. Одно но: ранний послеоперационный период — 3–5 дней — требует ограничений, чтобы не допустить попадания инфекции в глаза, — рассказывает врач-офтальмолог.
Противопоказания к лазерной коррекции тоже есть. Например, такие заболевания, как катаракта, глаукома, дистрофия сетчатки, заболевания роговицы и сетчатки. Беременным такие операции тоже противопоказаны. Но дело даже не в риске навредить интересному положению, а в том, что у будущих мам степень миопии нестабильна и в течение периода ожидания может прогрессировать. В таком случае коррекция не имеет смысла до стабилизации.
Тем не менее в «Медгарде» практически для каждого пациента найдется свое решение. Нельзя провести лазерную коррекцию «лоскутным» способом — рассмотрят поверхностную шлифовку. Нельзя вернуть зрение лазерной коррекцией — можно заменить хрусталик. Без индивидуального решения проблемы не останется никто. И это подтверждено на практике: операции проводятся даже тем пациентам, за которых не брались врачи в других клиниках.
Отделение работает чуть менее года, и Евгений Спиридонов не намерен останавливаться на достигнутом.
— Следующий наш этап (и он уже настал) — это коррекция зрения при высокой степени близорукости и дальнозоркости путем установки дополнительного к собственному, искусственного, факичного хрусталика, или, если говорить в терминологии, интраокулярной линзы. Меняется техника, меняются возможности. Если первые эксимерные лазеры работали с близорукостью по стандартным, унифицированным алгоритмам, то в современных лазерах предусмотрены программы для персонализированных шлифовок. В моем распоряжении сегодня лазер, имеющий несколько программ и позволяющий провести коррекцию зрения с учётом всех особенностей параметров глаза пациента, а это лучший залог максимального и, что важно, прогнозируемого результата. Теперь практически нет случаев, когда мы ничего не можем предложить пациенту, — подытожил эксперт.