Баня для нас, наверное, самая настоящая скрепа. Здесь можно и отдохнуть, и подлечиться, но есть риск и загубить здоровье, если вы не знаете банных правил. Если простой любитель веников посещает парную от силы раз в неделю, то настоящие пармастера проводят там почти полный рабочий день. Мы поговорили с банным мастером из Самары Русланом Сиразиевым. Ему 38 лет, 6 из которых он посвятил изучению пара. Руслан рассказал, какой должна быть идеальная баня и как правильно в нее ходить.
«Такой профессии не существует»
— Руслан, расскажите, пожалуйста, как правильно называется ваша специальность? Банщик? Пармастер?
— Раньше меня бы называли банщик, верно. Сейчас такой профессии не существует, она была зарегистрирована официально в советские годы, в моем возрасте уже на пенсию отправляли. Банщик сейчас — это дедушка или бабушка, который в уголке сидит, выдает тазики, подметает, и это никак не связано с риском для здоровья. Мы же приравниваемся к ребятам из горячего цеха, сталеварам. Нас называют пармастерами, мастерами пара, кудесниками, волшебниками — по-разному.
— Как давно вы увлеклись паром?
— В бане я уже шестой год. Являюсь серебряным призером России по коллективному парению, участником многих чемпионатов, международных в том числе.
— Как вы пришли в баню?
— В баню я пришел не просто так, с улицы. Мы всегда ходили с друзьями в парную, любили покрепче, пожарче, когда начал учиться, было уже довольно много материала в Youtube, соцсетях. Я устроился в городскую баню, смотрел видео именитых мастеров и пытался повторить за ними. Технике обучиться не так проблематично, важнее понять, как работать с паром, чувствовать. Это приходит только с определенным опытом, ты видишь человека, как он нагревается, нужно ли еще ему или уже хватит. Отрабатывал на себе приемчики после рабочих часов, потому что пока я не попробую, не пойму, как это воздействует на человека. Впоследствии я уже обучался в Международном учебном центре в Израиле.
«Различия бывают в отделке»
— Мы находимся в Самарских термах. Здесь десятки видов бань, а сколько всего существует традиционных вариантов парных?
— Традиционно есть три вида бань: фурако (японская), русская и хаммам. Остальные различия бывают в отделке и только в этом.
— Откуда вообще к нам пришла культура парения?
— Так было принято на Руси, когда приезжали в гости в дом к кому-то, сначала они шли в баню, она являлась своеобразным фильтром, для того чтобы не было вирусов, традиционно во всех областях нашей большой страны.
— А какие бани существуют в России?
— В России по большей части, конечно же, были парные «по-черному». На самом деле, сейчас есть такие бани, но, говорят, какие-то фишечки не смогли до нас донести. Она подкопченная немножечко. Вот этот микроклимат считается очень оздоравливающим. «Белая» баня — это современная, никакого дыма в парном помещении, никто не страдает от угара, газа, каких-то дискомфортных ощущений.
— Если «черная» баня так полезна, почему в современных комплексах таких парных нет?
— Во-первых, это очень пожароопасная история. Во-вторых, ее подготовка занимает достаточно много времени, а черная баня, она более семейная, индивидуального формата, когда приходит пара гостей, это просто технически тяжело исполнить.
«Перетапливать домашнюю баню нет смысла»
— Как должна выглядеть идеальная баня?
— Сумма температуры и влажности в такой парной должна быть 120, 140 максимум. Традиционно мы берем 60 градусов тепла и 60% влажности. Перетапливать домашнюю баню нет абсолютно никакого смысла, только одни минусы, никаких плюсов. Очень много дров уходит из-за этого. Повысить влажность можно, если плескать воду на стену и полок. Главное, не поддавать на камни ничего, кроме воды. Никакого пива или масла — всё это будет гореть.
— Какие существуют правила посещения бани?
— Когда человек приходит отдыхать, париться, он, конечно же, должен быть раздет. В идеале вообще без одежды, потому что вся синтетика, любые вещи нагреваются, от этого происходит дискомфорт. Надевать обязательно шапки. Не рекомендую голову мочить в парной, окунуться стоит после, причем контраст лучше всего делать с головой, и если без — то сужение сосудов и прилив крови головную боль обеспечит.
«На мне два слоя одежды»
— Расскажите о своей экипировке. В чем вы работаете?
— Ну да, мы, конечно же, пользуемся экипировкой. Если сейчас я надену шорты и шапку, как бы непонятно будет, кто гость. На мне два слоя одежды, и первый — это термобелье. Оно тонкое и сохраняет температуру моего тела, не пускает жар внутрь, так гораздо комфортнее и приятнее работать.
— А какие у пармастера еще есть инструменты, кроме веника?
— Да, конечно, инструменты у нас различные. Мы парим индивидуально, любыми вениками. Березовый, к примеру, называли в Руси всегда «мочалка». Им лучше не париться, а делать обтирание. Сегодня им нужно делать припарочки, подержали его немножко под потолком, приложили там, где хочется, подержали, он отдал тепло, протерли, можно и так же помыться. К примеру, пихтовые веники используются для укрывания головы, для протирок. Их на самом деле очень большое количество, есть женские, есть мужские. Допустим, береза и липа — для девушек, а парням — дуб. Это не значит, что мужчине нельзя попариться березой. Просто это подходит лучше ментально для человека. У нас есть еще вееры, опахала. Также мы работаем с полотенцем, я могу элементарно согреть, опуская на вас пар.
— Кого вам доводилось парить за время работы?
— В бане генералов нет. Честно, независимо от титула, статуса и социального положения все равны, и никогда не определишь, если визуально не знаешь. Был у меня гость, сам командир группы «Альфа», это ребята, которые борются с терроризмом, защищают нас. У него было пожелание парить полегче. Так на него повлиял «Норд-Ост».
23 октября 2002 года террористы захватили Театральный центр на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост».
— С какими еще необычными запросами от гостей вы сталкивались?
— Вы знаете, пожелания разные. Кто-то просит пожестче. Были у меня такие гости, которые на ноги вставали. Привели человека, у него осложнение после коронавируса, он три месяца лежал, не ходил совсем. Его супруга очень просила попарить, хотя я осторожно к этому отнесся, но все-таки решил провести процедуру, легкую, без упора на температуру. Через неделю он прибежал на своих ногах, обнимает меня, говорит спасибо, вечером пришел домой и понял, что может идти сам, без поддержки и костылей. Здесь происходит очень простой момент, у нас есть две системы — кровеносная и лимфатическая. Первая имеет свой двигатель — это наше сердце. Лимфатические системы циркулируют за счет сбора отмерших клеток, нехороших вещей. Они в бане ускоряются в 4 раза. Вот поэтому многие люди просят полечиться в парной. Спортсмены выводят молочную кислоту из мышц. Но в основном все хотят оздоровиться, получить удовольствие и приятные эмоции.
— Случались ли в вашей работе форс-мажоры?
— Случай у меня был, когда человека в парную заводили под руки. Я увидел это. Обычно, да, бывает, что кто-то не рассчитывает свои силы, может стать немножко дурным, так скажем. Я видел, как выводят, но когда ко мне завалили в парную такого человека, в состоянии не очень трезвом, говорю: «Ребята, вы куда? Он идти не может». Они попросили его посадить с краю, поддал один раз, а после его выпроводили. Но в основном у нас всё проходит спокойно, стандартно, с удовольствием, наслаждением. Форс-мажоры бывают очень редко, тем более чем профессиональней мастер, тем меньше у него их. В любой ситуации он найдет выход, конечно же.
— Какие сейчас существуют тренды в банном мире?
— Сегодня здесь проходит чемпионат коллективного парения, и это как раз тренд года, который пришел в Россию из Европы. Потому что если индивидуальное парение, мастер работает тет-а-тет с гостем, так скажем, там устанавливается контакт. Здесь — очень большое количество гостей, до 140 человек, и твоя задача вовлечь всех в процесс, чтобы было интересно. Я думаю, что за коллективным парением как раз будущее.
Баню любите?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.