Здоровье Это полезно знать интервью

Что делать, чтобы скорая приехала быстрее

Рассказываем, как работает самарская станция скорой помощи

Информацию о вызове медики получают на планшеты, телефоны или по рации

Каков норматив доезда скорой помощи до пациента? Какую информацию нужно сообщить диспетчеру при звонке в скорую? Почему не все звонки в скорую заканчиваются выездом бригады? Об этом 63.RU рассказал заместитель главного врача Самарской городской станции скорой медицинской помощи Андрей Беляев.

Андрей Беляев работает в службе скорой больше 25 лет

— Андрей Владимирович, на какие категории делятся вызовы, которые поступают в скорую помощь?

— Все вызовы, которые мы принимаем, подразделяются на экстренные и неотложные. Это зависит от той информации, которую получит диспетчер 03 от вызывающего.

Экстренные вызовы — это те ситуации, когда есть угроза жизни человека. Например, он без сознания, у него проблемы с сердцем или внезапно парализовало. К экстренным вызовам также относятся звонки по поводу несчастных случаев, таких как ДТП, падения с высоты и т. д.

С диспетчерами 03 у горожан разговор короткий — до 2 минут 

К неотложным вызовам относятся состояния, которые не несут прямой угрозы жизни человека, обострения хронических заболеваний. Такие состояния, как повышение температуры или давления, также классифицируются как вызовы в неотложной форме.

Норматив выезда для экстренных вызовов — 20 минут. Для неотложных — 2 часа.

— Почему звонки в скорую помощь иногда ставят в очередь? Что в это время делают операторы?

— Сейчас у нас работает до 15 диспетчеров 03. Этого количества хватает, чтобы оперативно обработать все звонки. Но иногда действительно происходят такие ситуации, когда количество звонков превышает число операторов. Если ваш звонок попал в очередь, то это значит, что диспетчеры заняты, а не просто некому трубку взять.

Все вызовы принимают до 15 операторов

— О чём диспетчеры спрашивают звонящих и почему именно эту информацию?

— Каждый диспетчер 03 знает четкий алгоритм работы с обращением. Они ничего лишнего не спросят, но постараются получить максимум информации. При этом на вопросы лучше отвечать как можно быстрее и точнее, не поддаваясь панике. От этого зависит, как быстро будет принято обращение и своевременность оказания медицинской помощи.

Сначала диспетчер 03 должен представиться, то есть назвать свой табельный номер. Затем они спрашивают адрес, телефон контакта и данные пациента. Телефон контакта необходим, если вдруг прервётся связь. Также по этому телефону диспетчер в случае необходимости перезванивает для уточнения каких-либо подробностей, которые могут быть полезными бригаде скорой помощи, например, чтобы врачи могли сориентироваться на местности и своевременно приехать туда, куда нужно.

Информацию о вызовах медики иногда получают напрямую на станции

Если нас вызывают на ДТП, то мы уточняем ориентиры, которые могут помочь в оперативном плане, например населённые пункты или что видит звонящий рядом, поблизости на местности. Иногда на такие вызовы выезжает не одна, а две или три бригады, в зависимости от количества транспорта и пострадавших при ДТП, направляются бригады, ближайшие к месту медицинского события.

В зависимости от ситуации оператор определяет не только категорию вызова, но и количество бригад и при необходимости их специализацию. У нас работают линейные общепрофильные бригады: врачебные и фельдшерские, а также специализированные: педиатрические, психиатрические и анестезиолого-реанимационные.

В каждой машине скорой есть необходимое оборудование 

— Какие советы вы можете дать жителям области, которые звонят в скорую помощь? Какую информацию нужно сообщать диспетчеру скорой в первую очередь?

— Диспетчеру важно сообщить вашу фамилию, телефон, адрес и описать ситуацию. Чем быстрее и правильнее вы ответите на вопросы диспетчера, тем быстрее станет понятна категория вызова. Следовательно, и бригада приедет быстрее.

И иногда нам звонят не столько за самой помощью, сколько за советом или рекомендацией. Такие вызовы не всегда приводят к выезду бригады.

Например, кто-то звонит, чтобы узнать, в каком медучреждении находится дежурный профильный врач. Другие звонят, чтобы получить консультацию, какое лекарство пить, чтобы, например, сбить температуру.

Старшие врачи могут подсказать, что делать, чтобы не вызывать скорую

На такие случаи у нас есть старшие врачи. Они находятся в одном помещении с диспетчерами. Если возникает такая необходимость, то звонок переводят на них. Во-первых, это разгружает линии 03, а во-вторых, они могут спокойно поговорить с гражданином, помочь, подсказать, дать совет по профилю.

— По каким номерам сейчас, кроме 03, 103, можно позвонить в скорую помощь? Можно ли говорить о том, что, если человек позвонил на 112, его вызов будет приоритетным в очереди?

— Мы принимаем звонки с двух основных номеров — 03 и 103. Эти звонки сразу поступают к нам, в оперативный отдел.

А вот если человек звонит по номеру 112, то он попадает в другую, отдельную, службу. А уже их операторы переключают звонок на нас. Но в этом случае нашему диспетчеру не нужно узнавать телефон и адрес, куда отправлять бригаду, эти сведения ему передают из службы 112 вместе со звонком. Это в определенной степени упрощает работу нашего диспетчера. Ему надо будет только уточнить адрес, телефон и имя и узнать повод для вызова — экстренный или неотложный.

Приоритет идёт не по номеру телефона, а по поводу к вызову: экстренный или неотложный. Приоритета от 112 или 03 нет.

Оперативный штаб скорой поделён на три блока

— Что происходит после того, как оператор принял и зарегистрировал звонок?

— Диспетчер принял звонок, зарегистрировал. Дальше информацию передают диспетчерам направлений. Они работают уже непосредственно с выездными бригадами. За каждым из них закреплено 10–15 бригад. Если вызов экстренный и есть свободная бригада, то специалист сразу направляет её туда.

Диспетчеры направлений связываются со своими бригадами

Информацию бригада скорой медицинской помощи может получить на планшет, по рации, по телефону. Диспетчеры направлений работают непосредственно с бригадами и с населением не общаются. Специалисты координируют водителей и врачей, подсказывают, как им быстрее и лучше проехать, если это требуется.

Все вызовы поступают в оперативный отдел, единый диспетчерский центр. С апреля 2019 года, помимо Самары, мы принимаем обращения из Кинельского, Красноярского и Волжского районов. Три больших района области перешли в нашу зону ответственности.

Вызовы жителей Волжского района принимают в Самаре

Все звонки поступают к нам, но бригады как находились на своих подстанциях и постах, так на них и остаются. В каждом районе и в Самаре есть определённое количество бригад, закрепленных за подстанциями. В Самаре есть 8 подстанций: Центральная, Советская, Промышленная, Кировская, Самарская, Куйбышевская, Красноглинская и Елизаровская. Вызов поступил, и диспетчер направления следит за своими бригадами, которые находятся в территориальной доступности подстанций. Если бригада находится не на вызове, то она на подстанции. Если бригада возвращается с обслуженного вызова и находится ближе всех к другому экстренному вызову, то её направят туда.

«Работа скорой помощи — это тонкое искусство управления временем»

Планшеты есть в каждой бригаде скорой помощи

К месту медицинского события отправляют ближайшую бригаду. Деление бригад по территориям подстанций есть, но оно больше условно. Часто бывает так, что бригада с Кировской подстанции находится в Советском районе и обслуживает вызовы там. Если на момент вызова ближе бригады не было, то она поедет на этот вызов. Бригада назначена, едет. Но если в это время освободится другая бригада, которая находится ближе, то вызов переназначат ей. Иногда бывает так, что у одного вызова 3–4 переназначения, и у одной бригады так же. Мы всё отслеживаем в режиме онлайн. Мы должны уложиться в 20 минут, если это экстренная ситуация.

Местонахождения бригад отслеживают в реальном времени

Работа скорой помощи — это тонкое искусство управления временем. И речь идёт не только про время выезда бригад, но и работу врачей и водителей.

— В каких случаях нужно вызывать скорую помощь, а в каких можно обратиться в поликлинику по месту жительства для неотложной помощи? В чем разница между этими службами?

— Раньше мы назывались «Скорая и неотложная медицинская помощь». И до сих пор мы обслуживаем вызовы в этих двух формах. Но теперь и в поликлиниках есть служба неотложной помощи, которая работает с 08:00 до 20:00. И они обслуживают неотложные вызовы. Звонящим не нужно особо беспокоиться, какая бригада — наша или от поликлиники — к ним приедет. Диспетчер со скорой может отправить на вызов не скорую со станции, а неотложку из поликлиники. Тогда он это обозначит фразой в разговоре: «К вам приедет бригада неотложной помощи».

Но иногда случается так, что состояние у пациента ухудшается. Никто не запрещает позвонить и сообщить об изменении. Это ускорит вызов, его категория может поменяться с неотложной на экстренную.

На экстренные вызовы скорая должна приехать за 20 минут

Есть и другая ситуация, когда пациенты просят отменить вызов. В среднем за сутки мы получаем до 2500 звонков и совершаем 1000–1500 выездов. Любое обращение в 03 заносят в систему. Вы можете отменить вызов, если стало легче, подействовали таблетки или вы решили самостоятельно обратиться в медучреждение.

— Сколько подстанций и бригад работает в Самаре по данным на февраль 2020 года?

— Сейчас в Самаре работает 50–56 бригад. В районах области — ещё 22–23 бригады. Итого около 80 бригад ежедневно работает. В Волжском районе — 9 бригад, Кинельском районе — 7 бригад, Красноярском районе — 6 бригад.

Но это не значит, что бригады жестко привязаны к своим территориям. Нередко бывают ситуации, когда бригады обслуживают вызовы коллег из других районов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления