Записаться на регистрацию сделки с недвижимостью теперь можно через Интернет. Областной Росреестр на своем сайте запустил в тестовом режиме форму предварительного планирования, в которой заявители могут не только записаться на прием к регистратору, но и выбрать удобный для них день. В ведомстве уверены, что внедрение электронных услуг позволит решить вопрос очередей, которые почти ежедневно выстраиваются в большинстве отделений Росреестра. Тем более, что ситуация может усугубиться: до 2013 года штат региональной регслужбы сократят на 25%.
В управлении Росреестра по Самарской области постепенно расширяют опции своего сайта в части предоставления заявителям электронных услуг. Осенью прошлого года на интернет-странице ведомства появилась интерактивная кадастровая карта, на которой можно найти интересующий земельный участок и в режиме онлайн узнать его характеристики, включая сведения о статусе, площади, кадастровой стоимости, адресе и наличии зарегистрированных прав.
Тогда же на сайте начал действовать ее один сервис: предоставление по запросу сведений из единого государственного реестра прав в виде юридически значимых документов. Согласно общим правилам, заявителю необходимо прийти в отделение, предоставить удостоверение личности, оплатить госпошлину, и только после этого, в течение пяти дней выдается документ. Теперь заказать выписку из единого реестра прав можно в электронном виде. Для этого необходимо заполнить специальную форму на портале ведомства и оплатить госпошлину через систему электронных денег. Получить выписку заявитель может в трех удобных для него формах – скачать, перейдя по ссылке на сайте, по электронной или по обычной почте.
«Появление такого сервиса особенно важно в свете того, что буквально с 1 июля вступит в силу закон, согласно которому электронное взаимодействие между различными ведомствами должно быть организовано таким образом, чтобы не граждане ходили из одного в другое государственное или муниципальное учреждение, собирая полный пакет документов, в сами учреждения запрашивали друг у друга эту информацию», – рассказывает руководитель управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. К примеру, такую схему межведомственного документооборота в областном Росреестре уже опробовали при реализации программ по обеспечению жильем нуждающихся ветеранов Великой отечественной войны и молодых семей. Это избавило претендентов на получение соцподдрежки от необходимости лично являться в территориальные отделения органов госрегистрации, чтобы получить справку о том, что не являются собственниками жилой недвижимости.
По электронной почте отправить в Росреестр можно и пакет документов для постановки объекта на кадастровый учет или регистрации прав не недвижимое имущество. Для подготовки данных в электронном виде заявителю необходимо воспользоваться программным обеспечением, размещенным на портале. Однако это может лишь ускорить процесс регистрации. Чтобы получить свидетельство, заявителю все равно придется посетить отделение Росреестра и принести оригиналы документов, но времени на это он потратить существенно меньше. «Такая услуга в первую очередь должна быть интересна профессиональным участникам рынка: риелторским компаниям, банкам, которые проводят массу ипотечных сделок, строителям и так далее», – отметил г-н Маликов.
Еще один сервис, который внедрен на сайте Росреерстра в тестовом режиме совсем недавно, – предварительное планирование на сдачу документов для госрегистрации прав и сделок с недвижимостью. С июня этого года сделать это можно в онлайн-режиме. Для этого необходимо ввести свои персональные данные, тип действия (приватизация, сделка, регистрация прав, договор долевого участия), место сдачи документов и контакты. Более того, заявитель может самостоятельно выбрать день, когда ему удобно прийти к регистратору. В Росреестре уверены, что это позволит существенно минимизировать очереди в отделениях и упорядочить работу с заявителями.
«Без сомнения сама по себе идея внедрения электронных услуг хорошая, поскольку необходимо срочно принимать какие-то решения, чтобы исправить ту ситуацию, которую сегодня можно наблюдать практически во всех без исключения отделения Росреестра. Появление интерактивного формата услуги может значительно упростить процедуру. В целом же сайт заработал совсем недавно, поэтому судить о том, насколько эффективна система предоставления сведений через Интернет можно, только тщательно разобравшись во всех тонкостях этой процедуры», – высказывает свое отношение к нововведениям Росреестра руководитель ГК «Камертон» Ирина Семенюк.
Актуальность внедрения сервисов электронных услуг связана еще и с тем, что в ближайшие годы число сотрудников регионального Росреестра сократится как минимум на четверть. С таким уменьшенным штатом регистраторов коллапс в территориальных подразделениях ведомства может усилится.