
Три короля ЖКХ Тольятти в одной картинке. Смотрим слева: Владислав Арутюнян, Александр Стряпчев и Виктор Попов
Фото: Владислав Арутюнян / Vk.com, Stryapchev, Dumatlt.ru
Поделиться
Коммуналка — черная дыра, куда утекают сотни миллионов рублей тольяттинцев. Тарифы и стоимость услуг постоянно растут, но проконтролировать ценообразование и распределение этих денег непросто.
Взять хотя бы одну из самых непонятных граф в квитанции — содержание и ремонт жилья, в которую зашито много разных услуг — от обслуживания лифта до уборки мест общего пользования и непосредственного управления домом (то есть вознаграждение УК за ее работу). Возьмем, к примеру, типичную
Какие компании рулят коммунальным рынком Тольятти, какую прибыль они получают и какие люди являются конечными владельцами этого бизнеса — в материале корреспондента TOLYATTY.RU.

За красоту во дворах мы платим миллионы рублей в год только с одного дома. В Тольятти домов больше 2000
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Предыстория. Как поделили рынок ЖКХ в Тольятти
Точкой отсчета передела коммунальной сферы можно считать начало нулевых, когда АВТОВАЗ передал свои активы городу, а муниципалитету оказалось не под силу содержать огромный и проблемный жилой фонд.
Центром коммунальной реформы автограда стал Автозаводской район. Это самый большой район Тольятти, где живет 400 тысяч человек. В Центральном районе прописано еще 200 тысяч, и столько же в Комсомольском районе, куда официально входят еще и Шлюзовой микрорайон с Поволжским.
По данным сервиса ГОС ЖКХ, жилой фонд Тольятти составляет 2012 домов общей площадью более 14 миллионов квадратных метров. Отдельная категория — аварийные дома (их 66).
Жилой фонд поделили по стандартным критериям: география и количество квадратных метров в домах на обслуживании.
— Количество домов не играет ключевую роль. Важнее количество квадратных метров и качество жилья. Во-первых, по метражу мы платим за общедомовые нужды. Во-вторых, в одном районе есть старые дома, в которых постоянно течет крыша и рвется канализация. А есть новостройки — там обслуживать дома менее затратно (и приятно), — объясняет эксперт TOLYATTY.RU.
В итоге УК-1 отошли 2, 4, 9, 10, 12,
УК-2 получила 1, 3, 5, 3а, 6, 7, 8, 11 и 3б кварталы. На момент реформы компанию возглавлял Николай Козлов, но в
Остальные, плюс часть домов Центрального и Комсомольского районов, достались ДЖКХ, которую возглавил экс-руководитель ликвидированного департамента ЖКХ Виктор Попов.

Вот так выглядит топ-10 жилконтор по количеству домов на 2022 год. Данные предоставила жилинспекция
Инфографика: Мария Романова / Городские порталы
Поделиться
После реформы небольшая часть домов так и осталась на муниципальном управлении. Власти ничего не зарабатывают на этом, а наоборот, периодически объявляют о своей финансовой несостоятельности. В мае 2022 года стало известно, что обанкротилась «Управляющая компания
Таким образом, компании фактически отошли в частные руки, и в каждой на тот момент оказалось примерно равное количество квадратных метров. Рассказываем, что известно о владельцах управляющих компаний, как они сумели масштабировать свой коммунальный бизнес и чем еще занимаются помимо коммуналки.

Чтобы вы понимали: ухоженные дворы, подстриженные кусты — всё это должна нам обеспечивать УК за наши с вами деньги
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
УК-1
Управляющая компания
По данным системы «Контур.Фокус», у компании два учредителя и конечных владельца, оба — внуки Владислава Арутюняна, Марине Петросян и Семен Арутюнян. Первой принадлежит 85,71% компании, второму — 14,29%. Генеральный директор
Что известно про Владислава Арутюняна? Родился в 1955 году в Кировобаде, одно время работал на КВЦ АВТОВАЗа фрезеровщиком, потом устроился в ЖЭК техником-смотрителем и сделал стремительный рывок в карьере: дорос до должности главного инженера, а потом и директора МУ «ЖКХ Автозаводского района Тольятти».
Арутюнян стоял у истоков создания единой системы оплаты коммунальных платежей «Квартплата 24»: сервиса по оплате коммуналки, которым пользуются многие жители Тольятти (среди них не только жители домов
У семьи Арутюнян есть несколько смежных бизнесов. Сын Владислава Арутюняна Сергей — учредитель компании «Система+», которая занимается строительно-монтажными работами и за 2021 год получила 54,9 миллиона рублей выручки и чистую прибыль в размере 7,8 миллиона.
Также в активе семьи есть ООО «МЭ-Шанс» для управления собственным или арендованным имуществом. Правда, компания является микропредприятием, в котором трудится всего один сотрудник и ноль прибыли на балансе. Ее учредитель — тоже внук Владислава Арутюняна, Семен Арутюнян. Основной бизнес ведет сын Владислава — Сергей. Он занимается гостиничным, строительным бизнесом, а также арендой и лизингом транспортных средств.
Стоит отметить и тот факт, что компания
Источник редакции предполагает, что таким шагом компания окончательно избавилась от муниципального следа — в составе учредителей «УК
Как считает наш эксперт, главная причина, по которой управляющие компании банкротятся и меняют свои названия, — долги перед ресурсными организациями. Как только у УК появляется внушительная просрочка за тепло, горячую и холодную воду, водоотведение, электричество, она запускает процесс банкротства.

Обслуживать новенькие дома — мечта любой жилконторы
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
УК-2
Управляющая компания
Финансовые объемы УК-2 сопоставимы с лидером этого рынка в Тольятти — компанией ДЖКХ, но о ней расскажем чуть ниже. На конец 2021 года на балансе
С 2012 года руководитель и один из учредителей компании — предприниматель Александр Стряпчев. Одно время в учредителях УК числилась мать бизнесмена — Валентина Стряпчева, но позже ее из списка убрали. Сейчас у УК два учредителя: акционерное общество из Калмыкии — «АС-Инвест», которому принадлежит доля в 99%, и Александр Стряпчев с долей в 1%. «АС-Инвест» также руководит Александр Стряпчев.
Кто такой Александр Стряпчев? Известно то, что он родился в 1973 году в Новокузнецке. В 1980 году с семьей переехал в Тольятти. Здесь же спустя много лет он получил высшее образование и устроился на работу налоговым инспектором, параллельно продолжая обучение в институте. Из налоговой ушел в «Инкомбанк», потом устроился в компанию «Лада-Хлеб», оттуда ушел на руководящую должность в «АВТОВАЗТРАНС». В 2004 году стал заместителем директора по экономике и финансам ОАО «Завод по переработке ТБО» и, наконец, в 2012 году перешел в дирекцию «УК
В прошлом бизнесмен был участником и руководителем четырех компаний. По данным системы «Контур.Фокус», Александр Стряпчев учредил компанию «Бизнес-Мастер Медицина» в Ульяновске на Инженерном проезде, которая занималась оптовой торговлей медицинскими изделиями. Также у него была «Волжская торговая компания» по оптовой торговле пищевыми продуктами и табачными изделиями, зарегистрированная на улице Коммунальной в Тольятти. Еще одна компания — ООО «КСК» — строила дороги, аэродромы, спортивные сооружения и имела прописку в Жигулевске.
Александра Стряпчева в Тольятти называют предпринимателем с политическими амбициями. В 2011 году он пытался избраться в гордуму. Девизом его кампании, который он публиковал в своем «Живом журнале», был слоган «ваш личный коммунальный помощник». Любопытно, что соперником Стряпчева за мандат стал сын руководителя ООО «Департамент ЖКХ» Виктора Попова — Иван. Однако победу в округе тогда одержал бизнесмен Андрей Першин.
В дальнейшем Стряпчев не предпринимал прямых попыток лично попасть во власть. Однако в печатном издании, которое в Тольятти тесно связывают с именем предпринимателя, «Навигатор» (распространяется в подконтрольных УК многоквартирных домах, гордуме и в интернете) во время предвыборной кампании активно публиковалась информация о коммунистах.

Хрущевки, которых в Тольятти тоже достаточно, — головная боль для коммунальщиков. При разделе домов в
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
ДЖКХ
Компания «ДЖКХ» — самая крупная в городе по количеству обслуживаемых домов. В ее управлении 500 многоквартирников. Как и другие городские жилконторы, она пережила не одно банкротство и переименование, предположительно, с той же целью — избавиться от долгов. Под новым названием жилконтора существует с 2017 года и зарегистрирована на бульваре Курчатова, 11. Это, кстати, тоже помещение бывшего детсада.
По данным системы «Контур.Фокус», на балансе предприятия в 2021 году было 1,5 миллиарда рублей, выручка составила 1,2 миллиарда, а чистый убыток — 29,6 миллиона. Прибыли за 2021 год у компании нет. У руля ДЖКХ много лет стоит экс-руководитель ликвидированного департамента ЖКХ Виктор Попов в должности бессменного генерального директора.
Учредитель компании один — это предприниматель Павел Петренко с долей в 100%. Помимо ДЖХК, Павел Петренко, по данным системы «Контур.Фокус», является председателем потребительского кооператива «Проспект», который предоставляет ссуды под залог недвижимости. Раньше он занимался розничной продажей одежды, а также арендой и лизингом сухопутных транспортных средств — сейчас эти компании исключены из списка ЕГРЮЛ.
«Зубр» коммуналки Тольятти Виктор Попов родился в 1957 году в селе Чистополье (Казахстан), там же окончил среднюю школу, год работал плотником на местном комплексе, потом ушел служить в армию. В Тольятти он переехал в
Помимо коммуналки у Виктора Попова много других предприятий. По данным системы «Контур.Фокус», он является участником 18 организаций, а в 4 из них числится руководителем.
В списке есть компании и организации, не связанные с коммунальной сферой. Например, завод по производству питьевой воды и газированных напитков ООО «Завод Розлива Акваресурс», зарегистрированный в Адыгее. Есть у него и компания «Возрождение», которая занимается выращиванием зерновых (кроме риса), зернобобовых и семян.
Возможно, Попов-старший решил заниматься фермерством вместе с сыном. Иван Попов — публичная персона, известный в Тольятти депутат, фермер и миллионер. При этом, согласно декларации о доходах, опубликованной на сайте думы, миллионы он заработал в полях — выращивая пшеницу в Ульяновской и Самарской областях.

Расчетные центры берут проценты за услуги и честно делят их с коммунальными компаниями
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Вслед за коллегой по бизнесу Владиславом Арутюняном Виктор Попов учредил собственный расчетный центр «Единый расчетный центр Тольятти» — сервис для расчетов между ресурсными компаниями, тольяттинцами и управляющей компанией. Комиссия при оплате составляет 2,9% (не менее
В 2022 году ДЖКХ выиграла несколько госконтрактов на сумму 72 миллиона рублей. Большинство из них — на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов (в том числе предоставление коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества) и управление многоквартирными домами.

Плох тот коммунальщик, который не хочет получить еще тысячу-другую квадратных метров на обслуживание
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Война за квадратные метры
Несмотря на то что ключевые игроки и бизнесмены у руля этих компаний не меняются годами, за квадратные метры в Тольятти идет холодная война. В судебной практике есть немало случаев, когда жители одного дома пытаются (зачастую безуспешно) перейти из одной жилконторы в другую. Но есть и успешные кейсы.
В 2020 году жильцы 16-этажки на Приморском бульваре на общем собрании решили отказаться от услуг
Есть примеры так называемых демаршей, когда дома объединялись, выходили из-под контроля УК и организовывали собственный кондоминиум. Так, к примеру, несколько лет назад произошло в
При этом собственный кондоминиум в данном случае не означает полную автономность и независимость. Большинство небольших компаний так или иначе аффилированы с крупными УК.
— Все городские УК, ТСН (товарищество собственников недвижимости) обычно принадлежат

«От УК не дождешься!» — так рассуждают жители тольяттинских домов и берут благоустройство в свои руки
Фото: Роман Данилкин
Поделиться
Отношения между ключевыми управляющими компаниями, мягко сказать, натянуты. В публичном поле периодически появляются публикации и жалобы на протекающую кровлю, трескающиеся фасады, холод в квартирах и дырявые трубы.
Например, в начале августа прокуратура вмешалась в ход ремонта, который делала
До этого был громкий случай с домом на Московском (в управлении
— Коммунальный бизнес — смесь наглости, везения и риска. Это прибыльный, но тяжелый бизнес. Тем более закон всегда встает на сторону жильца, обязывая управляющую компанию возмещать ущерб. Скажем, если человек выкинул памперс в канализацию и затопил соседей, то у него есть все шансы выиграть судебное разбирательство. А платить за ремонт будет УК, — говорит эксперт из сферы ЖКХ.
Возможно, именно поэтому на коммунальном рынке Тольятти нечасто появляются новые яркие игроки. А если и появляются, то потом всё равно исчезают. Например, так случилось с ООО «ТЭМ» (ТехЭнергоМонтаж), созданной на руинах обанкротившейся
«ТЭМ» пыталась задержаться на коммунальном рынке, но всё равно не справилась — в 2015 году компания была зарегистрирована, а в 2021 году у нее отозвали лицензию. Формальным поводом стали многочисленные жалобы горожан на услуги низкого качества, которые предоставляли коммунальщики. На момент отзыва лицензии УК обслуживала 64 дома в Центральном районе.
Потом их «растащили» крупные игроки коммунального рынка и другие мелкие жилконторы. А директор «ТЭМ» Артем Селиверстов попал под уголовную статью 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».