Каждый выезд сопряжен с риском – с начала года на врачей нападали уже 10 раз
САМАРА24 - Максим Агеев, 25 августа. Заметки о смертельных авариях не покидают самарские новостные ленты. Только 19 августа сразу четыре человека погибли в пикапе после столкновения с КамАЗом. Корреспондент Самара24 встретился с заместителем директора по медицинской части – главным врачом ГБУЗ СО «Самарская ССМП» Александром Цыбиным, который рассказал, какие ДТП самые опасные и за сколько в среднем «скорая» добирается до пациента в Самаре.
- Александр Викторович, существует мнение, что количество смертельных аварий в Самаре растет вместе с количеством автомобилей. Это так?
- Если сравнить количество трагических ДТП с января по август 2014 года и 2013, то наблюдается снижение. По статистике ГБУЗ СО «Самарская ССМП», пострадавших в авариях стало меньше более чем на 100 человек: 925 в прошлом году против 808 в текущем. Число погибших в ДТП сократилось в сравнении аналогичном периодом прошлого года вдвое: 45 и 22 жертвы за семь месяцев соответственно. Речь идет о смертях до прибытия «скорой».
- Существует ли так называемая «летняя эпидемия ДТП»?
- Наши данные показывают, что обострения в летнее время года нет.
- С чем, на ваш взгляд, связано снижение числа трагедий?
- Лично я считаю, что повысилась ответственность водителей по соблюдению правил дорожного движения. Очевидно, пешеходов стали чаще пропускать и реже сбивать. Положительный эффект дает и обновление автопарка. На улицах Самары стало больше современных автомобилей, имеющих эффективные средства защиты пассажиров при столкновениях и качественную тормозную систему.
- Какие травмы самые распространенные и как от них уберечься?
- Наиболее частый вид – черепно-мозговая травма. От нее может спасти подушка безопасности. Далее идут повреждения груди и органов брюшной полости. Водители и пассажиры получают такие травмы, если не используют ремни безопасности. Это средство в большинстве случаев спасает от удара лицом и грудной клеткой. Я доверяю требованиям ГИБДД, всегда пристегиваюсь сам и рекомендую делать это всем участникам дорожного движения.
На моей памяти было столкновение почти равных по весу машин – «десятки» и «двенадцатой». В «десятке» все были пристегнуты, они качнулись вперёд, но не ударились. В «двенадцатой» пассажир на заднем сиденье не пристегнулся, сместился в салоне и попал в прогал между расположенными впереди креслами, в результате чего получил компрессионный перелом позвоночника. Не забывайте использовать и детские кресла. Удержать ребенка в руках на скорости невозможно, поэтому малыши «летят» в стекло.
- От каких повреждений чаще всего погибают люди?
- Самые опасные травмы - это травмы головы, когда происходит кровоизлияние в головной мозг, а также травмы, захватывающие несколько областей тела.
- Какие столкновения самые опасные?
- «Лоб в лоб» и «лоб в бок» на встречной полосе. В таких случаях срабатывает принцип сложения скоростей. На степень поражения влияет скорость, вес транспортного средства и многие другие факторы. Крайне опасен удар в заднюю часть авто, в таких случаях резко запрокидывается голова и, при отсутствии на кресле подголовника, человек получает хлыстовую травму позвоночника в шейном отделе.
- Какая скорость гарантирует тяжелые последствия при столкновении?
- Для мотоциклиста – это скорость свыше 32 км/ч. Про автомобили вам могут дать точную информацию только их конструкторы. Мы спасали людей, выживших в страшных авариях, но зачастую люди гибнут и не на запредельной скорости.
- Кому первому начинают оказывать помощь медики на месте происшествия?
- «Скорая» использует принцип сортировки, распространенный по всему миру, который позволяет сократить потери. Врач оценивает состояние пациентов и выделяет тех, кому требуется помощь в первую очередь: это пострадавшие с кровотечением, нарушенным дыханием, изменённым сознанием.
Если состояние пострадавших примерно равное, то приоритет отдается детям и женщинам, особенно беременным. К сожалению, медики нередко сталкиваются с очевидцами происшествия, близкими пострадавших, которые в шоковом состоянии начинают указывать врачам, кому и как оказывать помощь в первую очередь. Ситуация усугубляется, если свидетели в нетрезвом состоянии. Иногда случаются конфликты.
- Расскажите подробнее.
- Только за семь месяцев текущего года было зафиксировано более 10 нападений на бригады. В одном из случаев пьяный пострадавший пнул ногой в живот врача - женщину. Даже в таких случаях мы не имеем права не оказывать помощь. Бывают и другие досадные ситуации. Например, наша бригада домчалась по срочному вызову женщины, якобы, с сердечной болью, за 13 минут. Приехали на место, а там звонившая в нетрезвом виде просит: «окажите помощь моей собаке». А в это время кто-то ждет…
- За какое время скорая помощь доберется до пострадавшего в Самаре?
- За 2013 год среднее время ожидания экстренного вызова на ДТП составило 18 минут, за семь месяцев 2014 – тот же показатель составил 16 минут, при федеральной норме прибытия на место происшествия за 20 минут. В тоже время для неотложного вызова этот показатель как «средняя температура по больнице». В одно место бригада доберется за две минуты, в другое за 30, и т. д. Причем четкого норматива нет, его придумали журналисты. В документах говорится, что станция должна располагаться «в 20-минутной транспортной доступности», но в городе невозможно оценить одно расстояние в минутах в разное время суток.
Пробки и перекрытия дорог существенно замедляют работу. Не всегда есть возможность объехать, а водитель «скорой», выезжая на встречную полосу, несет личную ответственность за пациентов, бригаду, машину, людей в авто, который едет на встречу по правилам. Не все рискуют нарушать. Кроме того, при столкновении «скорая» не может уехать с места ДТП, как бы не торопилась. У нас так бригады вставали. Поэтому не все водители рискуют.
- В каких случаях есть смысл везти пострадавшего в больницу самостоятельно?
- Только если происшествие случилось недалеко от многопрофильной больницы. Бывает, что люди травмируются возле больницы, например, на перекрестке возле ГКБ №1 им. Н. И. Пирогова, из окон которой он виден – в таких случаях проще добежать и позвать медиков с носилками. Если же стационар далеко, не ясна степень транспортабельности пострадавшего – лучше дождаться скорую помощь.
- Как вести себя очевидцам аварии до приезда «скорой»?
- Главное - оперативно вызвать медиков, сообщить место происшествия, состояние и количество пострадавших, дождаться их, рассказать, как были получены травмы. Если среди свидетелей аварии есть люди, которые прошли курсы оказания первой медицинской помощи - это очень хорошо, до приезда бригады скорой помощи такой человек сможет остановить наружное кровотечение (с помощью жгута из аптечки), выполнить сердечно-легочную реанимацию, если она необходима, оказать другую неотложную помощь.