«Чтобы купить первую фуру чая, пришлось заложить квартиру»
История самарского бизнеса длиной в четверть века
Чай для самарцев — больше чем просто напиток. Это душевные посиделки, семейные традиции, часть ментального кода. Интерес горожан к разнообразным вкусам и сортам однажды стал отправной точкой для бизнеса Жанны и Игоря Ленгвард. Как им удалось открыть магазин через четыре дня после дефолта и не просесть в пандемию? История длиной в 25 лет — в нашем спецпроекте.
«На запуск бизнеса мы взяли кредит под 180% годовых»
В начале 90-х молодой экономист оборонного завода Жанна Ленгвард не могла представить, что однажды займется бизнесом. Но в духе времени хотела работать бухгалтером: предпринимательская жилка у самарцев была, а специалистов, которые могли бы помогать им с отчетностью, не хватало.
Я устроилась бухгалтером в компанию, которая привезла в Самару чай финского бренда Forsman. Но в 1995 году у владельцев предприятия появились другие цели, а контракт на поставки чая в Самару предложили взять мне. Это совершенно не входило в мои планы. Но я полностью доверяла своему руководству, и мы с супругом Игорем решились на семейный бизнес. Так в нашей жизни появился чай.
«
А дальше была первая встреча с финскими партнерами, которые чуть не упали в обморок, увидев кредитный договор на первую закупку: семье пришлось заложить квартиру и взять заём под 180% годовых. Но в успехе Жанна не сомневалась ни минуты: у нее был грамотно составленный бизнес-план, опыт работы в коммерческой структуре и верное плечо супруга. И она не ошиблась. Привезенную в Самару фуру чая раскупили за 2 недели.
Став официальным импортером бренда в Поволжье, супруги занимались оптовыми продажами и помогали открывать фирменную розничную сеть. Обучали стандартам компании желающих открыть магазины Forsman, подыскивали для них площадки, снабжали брендированным оборудованием. Так было до 1998 года.
Став официальным импортером бренда в Поволжье, супруги занимались оптовыми продажами и помогали открывать фирменную розничную сеть. Обучали стандартам компании желающих открыть магазины Forsman, подыскивали для них площадки, снабжали брендированным оборудованием. Так было до 1998 года.
«Мы открыли четыре новых магазина за месяц. Вдвоем»
Дефолт 17 августа радикально изменил бизнес чайной компании на несколько лет. Пока из самарских торговых центров массово съезжали арендаторы, супруги приняли решение открыть свой магазин розницы. Страха перед кризисом не было. Во-первых, финансовое образование Жанны помогло предвидеть ситуацию: супруги смогли вложить деньги в продукцию до девальвации рубля. Во-вторых, наготове были площадки и оборудование для партнеров, которые из-за кризиса отказались от открытия новых магазинов. В-третьих, огромное желание сохранить свое дело и природный оптимизм давали силы преодолевать трудности.
Первую собственную точку мы открыли через 4 дня после дефолта. Дефицита в покупателях не было: самарцы хорошо знали наш чай и легко узнавали магазины. Уже в течение месяца мы запустили еще три точки. Все делали только вдвоем и справились.
«
«Есть сорт чая, которому самарцы не изменяют уже 25 лет»
Когда продукт только появился на прилавках, самарцев было легко удивить. WOW-эффект на покупателей производил даже простой чай с ароматом клубники или лепестков розы. Но вскоре грамотность местных чаевников вышла на новый уровень.
Люди стали чаще путешествовать, посещать другие страны, где могли пробовать разный чай и ориентироваться в его видах вплоть до того, на какой плантации он выращен. Теперь их предпочтения тяготеют к классическим сортам. Абсолютный фаворит самарцев уже 25 лет — легендарный «Выбор императора». За ним покупатели приезжают даже из других городов. Говорят, он напоминает аромат детства, поскольку еще их родители заваривали такой чай дома.
«
Отчасти спрос формирует мода на определенный чай. Так было с Молочным улуном или красным чаем Да Хун Пао — Красный Халат. Популярны сорта с русским характером — ароматизированный чай с ягодами можжевельника и сосновыми шишками или липовым цветом — покупатели увозят из Самары в США, Израиль, Италию и Англию. А еще — кофе: кропотливо отобранные сорта появились в ассортименте 15 лет назад. Жанна, как кофеман со стажем, сама долго выбирала сорта и степени обжарки на свой вкус. Сейчас кофе жарится специально по заказу магазина и продается только свежим в течение 40 дней с даты обжарки.
«В 2013-м мы решили закрыть сеть. И причина была не в кризисе»
Пока вкусовые пристрастия самарцев менялись, конкуренция на рынке чайной розницы в Самаре оставалась стабильно низкой. Бизнес был рентабельным, все магазины приносили доход. Но в один момент супруги решили, что больше не могут работать, как раньше.
Мы отнеслись к этому философски: мы долго сеяли, пришло время пожинать. Для нас оно наступило в 2013 году. Тогда внимания требовала семья: родителям потребовалась наша помощь и уход, должна была родиться внучка. Мы всё меньше воспринимали бизнес как источник удовольствия — появились другие приоритеты в жизни. А какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мы решили, что оставим только один магазин в ТЦ «Аквариум», где будем работать сами, как прежде, и сделаем этот магазин особым, атмосферным.
«
Это совпало с началом очередного экономического кризиса. Опыт Жанны подсказал, что банк, в котором обслуживался чайный бизнес, лучше сменить прямо сейчас. Семье потребовался новый финансовый партнер.
При выборе кредитной организации важно исходить из своих задач. Нам, как уже состоявшейся компании, от банка требовалось только одно — качественное расчетное обслуживание. Но при этом финансовый партнер должен быть стабильным и надежным. Это соответствует нашим жизненным принципам: если женился, то один раз, если выбрал партнера по бизнесу, то не распыляйся на поиски того, что будет казаться привлекательнее и дешевле.
«
Уральский банк реконструкции и развития тогда только открыл свой филиал в Самаре. Это было 7 лет назад. В сентябре 2020 года банк отмечает уже 30-й день рождения на финансовом рынке — это внушительный возраст для кредитной организации, вызывающей доверие. Супруги увидели вывеску отделения банка в доме напротив и решили обратиться туда. Изначально доверились названию — оно вызывало ассоциацию со стойкими, крепкими духом и честными во всем уральцами. На деле это только подтвердилось. Предпринимателям предложили лояльные тарифы, выгодные условия по обслуживанию и интернет-банк с максимально простым интерфейсом. А главное, считают супруги, не навязывали ничего лишнего и счет завели быстро.
УБРиР работает четко, технично и оперативно, не требуя от нас дополнительного контроля. Мы знаем, что все платежи, направленные нашим партнерам, поступают точно в срок. Как финансовый партнер банк ненавязчив и не требует слишком много нашего внимания. Это очень важно для бизнеса.
«
«Покупатели стали для нас близкими людьми»
С тех пор на радость любителей чая и кофе со всех уголков Самары работает один фирменный салон-бутик «Форсман-Чай» под управлением Жанны и Игоря. Один — зато какой. Супругам важно было создать место, которое хочется посетить и в которое хочется возвращаться. Кроме качественного чая на любой вкус посетителей здесь ждет особенная атмосфера. Радушные хозяева встречают покупателей как своих гостей, делятся советами и историями о чае, которые любовно прозвали «Сказками тетушки Жанны». А философские надписи на стенах способны подбодрить даже в самые сложные времена.
Так было и во время пандемии. Магазин продолжил работать, когда Самара ушла на самоизоляцию. Чтобы поднять настроение любителям чая, Жанна впервые после 25 лет плотной работы в бизнесе взяла в руки крючок и начала мастерить игрушки. Вязаные пчелки и божьи коровки, конфетки позитива и пончики стали дарить покупателям. А для тех, кто не мог приехать в магазин сам, запустили бесплатную доставку.
«Сейчас, когда мы сами занимаемся магазином, мы можем общаться с людьми, узнавать, чем они увлекаются. Даже записываем их предпочтения в чае, чтобы потом подбирать что-то на их вкус из нового ассортимента. А побывав у нас, самарцы открывают в себе что-то новое или позабытое старое. Например, придя за чаем и увидев наши игрушки, понимают — я тоже могу творить. Так, одна покупательница записалась на кондитерские курсы и теперь готовит авторские конфеты, а у другой ребенок попросился в кружок по вязанию. Мы вдохновляем их, а они — нас. Так что сегодня этот бизнес — больше чем про чай».
Публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития"