Блокировка соцсетей, ЭДО и онлайн-чеки
Последние 2 года бизнес заметно штормит. Сначала пандемия ударила самоизоляцией и локдауном, затем — QR-кодами. Но если одни компании из-за этого закрылись, то другие — закалились. Впрочем, уже в 2022-м они столкнулись с новыми вызовами: нужно менять логистику, находить новых поставщиков, удерживать клиентов, которые теперь экономят на всём, и по-прежнему закладывать бюджет на издержки.
Самозанятый — ИП — ООО
Мы решили поговорить с местным бизнесом и узнать, как предпринимателям дается этот непростой период, как они перестраиваются в новых условиях и что помогает им оптимизировать процессы.
Как самарцы строят бизнес в современных реалиях
Екатерина Емельянова
В далеком 2009-м жительница Самары Екатерина Емельянова и не думала открывать свое дело — девушка работала менеджером в крупной компании. Но когда грянул мировой финансовый кризис, фирму ликвидировали. Тогда Екатерина и решилась на ИП. Она получила субсидию и потратила средства на комплект звукового оборудования для мероприятий. По специальности она — режиссер театрализованных представлений и праздников, поэтому выбор отрасли был обоснован.

Первое время девушка не только сама организовывала мероприятия, но и выступала на них как ведущая. Уже через два года Екатерина стала полноценным руководителем собственной компании с сотрудниками и офисом. Ее еvent-агентство ALBION занимается проведением праздников и деловых мероприятий.
основатель
event-агентства ALBION
ИП
Конкуренты надеялись, что мы уходим с рынка: офиса нет, сотрудники на фрилансе. Но благодаря этому в локдаун мы чувствовали себя лучше всех на рынке и психологически, и материально. Провал в заказах был только в апреле 2020-го, но летний сезон 2020-го был качественно и количественно лучше, чем в 2019-м. Мы выросли как профессионалы, уровень праздников и бюджеты выросли в разы.
Компания активно росла и развивалась. Даже пандемия не смогла изменить ситуацию. Еще за два года до нее Екатерина провела оптимизацию всех процессов, расходов и ресурсов — уже к концу 2018-го ALBION работал в формате Free-office.
Сейчас компания продолжает работать и адаптируется к новым реалиям. К любым трудностям Екатерина относится со спокойствием истинного стоика: талант и креатив ее сотрудников и контрагентов не требуют импортозамещения, а услуги не зависят от санкций. Так что новые реалии задели ее бизнес лишь по касательной.
У наших подрядчиков по звуку и свету есть затруднения с поставками оборудования и запчастей. Да и цены на них растут. То же самое — у декораторов. Всё это влияет на общий бюджет мероприятия, с которым работаем мы как организаторы. Но рост цен в любом случае закономерен — он происходит каждый сезон, поэтому мы пока не заметили особых проблем.
Чтобы перейти на ЭДО, не нужно бегать по инстанциям и коротать время в очередях. Оформить всё под ключ помогут специалисты Такском. Это федеральный оператор и провайдер сервисов электронного документооборота в России. На выбор абонентов — несколько решений. Например, можно обмениваться файлами с контрагентами с помощью собственного сервиса компании — Такском-Файлера. Или же настроить взаимодействие посредством всем известной 1С. И, наконец, Такском поможет интегрировать инструменты ЭДО в собственные учетные системы бизнеса. Специалисты расскажут о каждом варианте и подберут то, что больше подходит вашей компании. Всё, что нужно для начала, —оставить заявку на официальном сайте компании.
Предпринимательница считает, что в начале марта люди паниковали, сочувствовали и на общем фоне придумывали больше проблем, чем на самом деле было. Сейчас же поведение клиентов предсказуемо. Те, кто экономил, продолжают это делать, отказываясь от дорогих свадеб и пышных детских праздников. Те, кто жил на широкую ногу, становятся еще избирательнее, заказывают более дорогие и качественные мероприятия.

Инструменты для ведения бизнеса тоже изменились. Сейчас в агентстве задумываются о переходе на ЭДО — изучают опыт и отзывы других бизнесов. И хотя у компании минимальный документооборот, альтернатива может значительно облегчить обмен документами с партнерами. А чтобы оставаться на связи с клиентами, Екатерина перебросила силы на продвижение через «ВКонтакте» и возродила сайт компании, некогда утративший актуальность.
— Как результат, доход от заказов остался на уровне 2021 года. Конечно, мы планировали его увеличить в марте-апреле. Но то, что он не стал ниже, тоже радует. Рассчитываем, что вскоре перейдем на электронный документооборот, чтобы больше времени уделять клиентам и творчеству, а не бюрократической рутине. Коллеги из бизнес-индустрии советуют Такском, потому что там всегда найдутся выгодные предложения. Плюс круглосуточная поддержка. Будем проверять, — подытожила Екатерина.
Андрей Вельминский
Еще в юности Андрей решил, что не будет работать по найму. Первое дело запустил в 1991 году: занимался решетками, дверьми и другими строительными материалами. Через несколько лет открыл вместе с партнером кровельную компанию. Но по-настоящему нашел себя в конце 90-х — занялся бассейнами. Его компания делает также ландшафтные водоемы, хаммамы, сауны для спа, городские и частные фонтаны.

За 30 лет в бизнесе Андрей переживал самые разные времена: и спады, и подъемы. Но никогда не сдавался и старался развивать свое дело, несмотря на трудности.
основатель компании «Водный мир»
ООО
У нас в жизни постоянно есть ситуации, когда всё меняется. Основная наша задача — приспосабливаться. Я живуч до невозможности. Прошел и волнительную перестройку, и неопределенности 90-х, и расцвет нулевых. Как говорил мой друг, со мной всё это было в пятом классе. Кризисы случались и дальше, вспомнить хотя бы 2005, 2008, 2014, 2020 года. И вот снова. На меня не повлияли ни уход брендов, ни закрытие соцсетей. Когда появляется проблема, мы с командой оперативно адаптируемся и решаем сопутствующие вопросы.
Но менялись не только времена, но и инструменты для ведения бизнеса. В компании «Водный мир стремятся пробовать новое. Особенно сейчас, когда нужно больше думать о продвижении, оптимизации процессов, а не бумагах в налоговую.
Раньше приходилось ездить к клиентам в другие районы, чтобы брать счета на оплату. Чтобы его оплатить, нужно было на машинке печатать чек, поставить печать, отвезти в банк, всё подписать. Ужас! Это отнимало столько времени! Я помню, как ездил по городу и предложил своему партнеру купить факс. Он тогда стоил безумных денег — 2 миллиона рублей. Но это того стоило, работа сразу стала проще. Сейчас всё иначе: появляется много удобных программ и сервисов. Тот же Такском помогает перевести бизнес-бытовуху в онлайн-формат: подключает онлайн-кассы и 1С, отправляет электронные чеки в налоговую, создает электронную подпись.
Каждое предприятие регулярно отчитывается о своих доходах, выплатах и издержках. Сейчас не нужно убивать целые дни на очереди в налоговую, Пенсионный фонд или другое государственное ведомство. Достаточно подключить электронную отчетность, чтобы посылать документы онлайн. Помощь в подключении предлагает Такском. Вы сможете не только отправлять отчетность в госорганы, но и получите электронную подпись, круглосуточную техподдержку и возможность обучаться с экспертами ФНС и лидерами бизнеса. Для начала можно попробовать бесплатно.
С клиентами я общаюсь по WhatsApp. Там же мы обмениваемся и документами. С каждым годом всё лучше. Я не формалист, но понимаю, что это важные юридические данные. Поэтому используем цифровые решения, в частности для направления отчетности в госорганы, чтобы не тратить много времени на бумажки. Думаю, прозрачность и простота — то, на чем должен основываться успешный бизнес.
В компании «Водный мир» активно пользуются всеми способами оптимизировать процессы за счет внедрения современных технологий, которые облегчают жизнь.
Александра Князева
Александре Князевой 33 года. Долгое время она работала в офисе на инженерной должности, но однажды девушка решила попробовать себя в диджеинге. Саша успешно выступала в Самаре и Москве до тех пор, пока не грянул коронавирус. Чтобы не остаться без дела, пока клубы и другие развлекательные площадки на паузе, девушка переключилась на тексты. Сейчас Александра занимается маркетингом и копирайтингом, работает на себя.
копирайтер на фрилансе
самозанятая
Александра обрадовалась, когда стало возможно перевести фриланс в официальный статус «самозанятый». Она считает, что это полезно для каждого, кто работает в таком формате: заявить о себе, легализовать свою деятельность и проявить активную гражданскую позицию. Еще самозанятость добавляет ощущение безопасности. Особенно если оформлять документы с помощью крупного оператора, который помогает разобраться во всех нюансах и даже проверить благонадежность контрагента, как это делает Такском.
Для подписания договора с заказчиком не обязательно тратить время на личные встречи. Можно делать это онлайн. Например, Такском помогает оформить ключ для электронной подписи физическим и юридическим лицам. Она пригодится не только для электронного документооборота, но и для личных дел: регистрации сделок с недвижимостью, подачи документов в суд, получения госуслуг и не только.

Кроме того, эксперты Такском делятся полезными лайфхаками в блоге «База знаний». Самозанятым могут быть полезны материалы о том, как проверить контрагента или завести онлайн-кассу.
Если говорить про кризисные моменты, то я их переживаю по принципу «вперед и с песней». Да, в начале марта клиенты притормозили, но в апреле снова активизировались. Заказов даже больше, чем раньше. А поскольку я погружена в тему продаж и соцсетей, ко мне обращаются заказчики с запросами на переходы в Telegram и «ВКонтакте» из заблокированных ресурсов. Я придумываю новые фишки, меняю стилистику текстов, анализирую аудиторию. В какой-то момент я поняла, что больше не тяну, и начала отказывать. Мне важно никого не подводить и сохранить репутацию ответственного и креативного автора.
Мы заключаем договор, в котором закреплены все сроки, обязанности и прочие нюансы. Некоторые думают, что на эти дела уходит много времени, но нет. Вы просто подключаете электронную подпись и оформляете документы, находясь дома. Можете даже в глаза не видеть заказчика. По завершении проекта я получаю оплату на свой счет, выставляю чек, чтобы это отразилось в системе самозанятости, и всё. Такая схема дает мне чувство завершенности: ты выполнил работу корректно, клиент доволен, денежное вознаграждение получено.
Мне нравится фриланс, потому что я сама формирую свое рабочее время, у меня нет финансового потолка: больше работы — больше денег. И еще классно, что я могу выбирать, с кем работать и сотрудничать. Одним словом, для меня фриланс — это бизнес «на минималках», где процесс, финансовый и духовный выхлоп зависят только от меня.
© На правах рекламы
Текст: Анастасия Поддубская
Фото: из архива участников проекта
Дизайн и верстка: Алия Кочеткова
Дата публикации: 23.05.2022
Просмотров: 4 880