До выборов мэра Самары и депутатов городской думы осталось два с половиной месяца. Но работа по очернению потенциальных кандидатов на выборные посты уже началась. Портятся фасады зданий, заборы частных домов, закрашивать которые придется жителям за свой счет, машины, личное имущество граждан, заливаются клеем и на них размещают листовки, которые сложно отодрать без ацетона. Такой «способ коммуникации» вызывает недовольство рядовых горожан, и в Самаре, по мнению экспертов, зреет недовольство использованием этих грязных методов.
Состоялся круглый стол, посвященный использованию «грязных» технологий при ведении избирательных кампаний. В обсуждении темы приняли участие политтехнологи, социологи, психологи, руководители рекламных фирм и журналисты. По итогам мероприятия участники констатировали: «черный пиар» сегодня является неэффективным инструментом предвыборной борьбы. Известные самарские политологи, социологи и журналисты пытались разобраться в природе так называемого «черного пиара». Обсуждение прошло в формате круглого стола, где каждый из участников мог высказать свою точку зрения.
Открывая дискуссию, член Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских заметил, что все те «грязные» технологии, которые сейчас используются, это, в первую очередь, неуважение к жителям города, во-вторых - неуважение к соперникам, а в-третьих, - проявление слабости отдельных лиц, которые боятся своих конкурентов.
Политтехнолог Андрей Перла полагает, что «черный пиар» уже давно утратил свою эффективность. «Утверждение, что «грязные технологии» помогают победить — ложное. Если, конечно, речь не идет о компромате, который документально подтверждается. Но это уже нельзя назвать черными технологиями», - отметил Перла.
По мнению эксперта, говорить об эффективности подобных технологий можно было 15-20 лет назад, когда подобный способ ведения избирательной кампании только появился в России. Аналогичного мнения придерживается и президент областного Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. «Соглашусь, что такого рода технологии эффективны, когда есть подтверждение информации. Тогда они могут нанести вред кандидату, но сказать, что это «грязные технологии», можно с большой натяжкой. Я вообще не понимаю словосочетания «черный пиар» - говорит Звоновский. Кроме того, социолог считает, что появление на стенах надписей, порочащих того или иного кандидата, не имеет никакого отношения к избирательной кампании. «Не понимаю, почему это называется предвыборной технологией, а те, кто это сделал — технологами. Это хулиганство», - резюмирует эксперт. «Опыт многочисленных избирательных кампаний и опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что население уже не реагирует на черные технологии. При этом существует много людей, которые кормятся этим. Видимо, только ими это и востребовано», - добавляет Андрей Перла.
Руководитель рекламной фирмы «Фера» Геннадий Богомолов считает, что люди, которые этим занимаются, попросту боятся, что за их заказчика не проголосуют. «Вместо того, чтобы сделать что-то полезное для города, они занимаются тем, что отталкивают людей от выборов», - отмечает Богомолов. Вместе с тем журналист Гор Мелконян отмечает, что черные технологии привлекают внимание избирателя к кандидату.
В итоге в ходе часового обсуждения проблемы эксперты пришли к мнению, что «черные пиар-технологии» не выполняют тех задач, которые ставятся заказчиками, а сам факт применения подобных практик говорит о неуверенности в собственных силах заказчика подобных акций.