Председатель избирательной комиссии Самарской области Ольга Соломатина в интервью объяснила, почему кандидатам на пост мэра Самары так трудно собрать подписи для регистрации, а также оценила избирательную кампанию, стартовавшую в регионе.
- Чем отличается этот выборный цикл?
- Сейчас основное внимание, конечно, приковано к областному центру, как со стороны облизбиркома, так и со стороны ЦИК России. Здесь на выборы мэра и в городскую думу помимо кандидатов от четырех парламентских партий выдвинули своих кандидатов такие избирательные объединения, как «Правое дело» и «Патриоты России». Они участвуют в кампании на общих основаниях, то есть, как и «самовыдвиженцы», и должны собрать подписи избирателей для регистрации кандидатов.
Этот избирательный цикл отличается еще и тем, что законом отменено такое основание для регистрации кандидатов, как избирательный залог. В связи с этим всем кандидатам, кроме выдвинутых четырьмя парламентскими партиями, необходимо собирать подписи избирателей для того, чтобы участвовать в избирательной кампании. Конечно, раньше кандидатам было проще. Так, на прошлых выборах мэра Самары избирательный залог составлял всего 100 тыс. рублей – я считаю, что это не много для должности главы такого города, как Самара. Поэтому было проще внести залог, а не собирать подписи избирателей в свою поддержку.
- Изначально на пост мэра Самары выдвинулось 11 человек, вас удивил персональный состав этого списка?
- Признаться, решение отдельных кандидатов выдвинуться в мэры меня как избирателя удивило. Но в конце концов у всех есть конституционное право быть избранным. Изначально я думала, что кандидатов в градоначальники будет немного больше.
- Многие кандидаты в мэры говорят о том, что им довольно трудно собрать необходимое количество подписей — около 20 тысяч, с чем вы это связываете?
- Здесь требуются усилия не только со стороны кандидата, но еще и со стороны его избирательного штаба. Конечно, законные требования к сбору подписей и подписным листам очень строгие. Но кандидатам, претендующим на должность главы или депутата представительного органа местного самоуправления, необходимо эти требования исполнять.
Напомню, претенденты на пост мэра Самары до 18.00 часов 28 августа должны представить все документы, необходимые для регистрации. Для кандидатов, выдвинутых от партий, это первый финансовый отчет и подтверждение на открытие избирательного счета. Для самовыдвиженцев - предоставление подписных листов.
- Когда определится точное число кандидатов на пост мэра?
- Я думаю, 6 сентября после проверки всех документов необходимых для регистрации кандидатов станет ясно, кто точно примет участие в выборах.
- Можете ли вы предположить, сколько кандидатов в итоге отсеется?
- Сложно прогнозировать. Давайте дождемся 6 сентября.
- Сколько туров можно ожидать от выборов мэра Самары?
- Сейчас предугадать, будет один или два тура голосования, сложно. Сейчас мы можем лишь констатировать, что на пост мэра претендуют 10 кандидатов, это меньше, чем в 2006 году, когда на этот пост выдвинулось 26 кандидатов, а в первом туре принимало участие 18 кандидатов.
- Как вы оцениваете инцидент, который произошел при выдвижении на пост мэра Виктора Тархова, который изначально представил устаревший вариант устава «Справедливой России»? В горизбиркоме, который в итоге принял решение его зарегистрировать, развернулись бурные дискуссии по этому вопросу...
- Да, вопрос для членов комиссии был сложный, но избирательная комиссия - это коллегиальный орган, и все решения принимаются открытым голосованием. Голосование 6 «за» и 5 «против» говорит само за себя.
- Поступали ли вам жалобы на использование грязных технологий во время выборов в Самаре или в других городах и районах? Почему «черный пиар», на ваш взгляд, стартовал так рано в ходе этой избирательной кампании?
- К сожалению, так называемый «черный пиар», то есть некорректные способы ведения борьбы с конкурентами использовались некоторыми кандидатами на выборах всегда. В ходе последней кампании в губернскую думу, если помните, тоже было много «черного пиара». Несмотря на анонимность такого способа ведения кампании, достаточно легко вычислить, против кого она направлена, и мне очень жаль, что некоторые кандидаты от такого способа борьбы не отказались. В нашу комиссию, в отличие от горизбиркома Самары, жалоб на использование черных технологий от кандидатов пока не поступало.