Независимые наблюдатели и представители СМИ сообщают о массовых нарушениях в ходе выборов. Руководитель самарского отделения Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина рассказала на пресс-конференции о зафиксированных на выборах нарушениях.
По словам руководителя «Голоса» Людмилы Кузьминой (которая занимается организацией независимого контроля над выборным процессом с 2000 года), состоявшееся в воскресенье голосование выборами назвать нельзя. Нарушения избирательного законодательства со стороны самих избирательных комиссий всех уровней носили массовый характер.
«Складывается впечатление, - подчеркнула Людмила Кузьмина, - что многие председатели и члены участковых избирательных комиссий совершенно не знакомы с выборным законодательством, где все избирательные процедуры описаны очень и очень подробно. Ну или остается только предположить, что председатели УИК, зная закон, сознательно нарушали его».
Наиболее часто встречающиеся виды нарушений — удаление с участков независимых наблюдателей и представителей СМИ или препятствование их работе (участки № 12, 35, 53, 54, 58, 66, 85, 87, 89, 133, 151, 248, 337, 338, 400, 401, 402). Незаконное удаление членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии «Справедливая Россия». На многих участках вопреки закону отсутствовали или были недоступны наблюдателям реестры избирателей, голосующих на дому, - участки №№ 53, 60, 72 (что приводило к тому, что члены избиркома брали с собой большое число «лишних» бюллетеней. Проконтролировать дальнейшую судьбу лишних бюллетеней, как правило, было невозможно, так как члены комиссии на выездное голосование соглашались взять только наблюдателей от «Единой России»). Реестры для голосования вне помещений УИК составлялись без ведома самих голосующих, некими «социальными работниками», тогда как по закону гражданин должен сам заявить, что просит о возможности проголосовать на дому.
Отмечены случаи, когда избиратели, придя на участок, обнаруживали, что они уже якобы проголосовали (УИК №61, 92). За них расписались и внесли паспортные данные некие «мертвые души».
Людмила Кузьмина отметила, что прокуратура, милиция и вышестоящие избирательные комиссии с крайней неохотой реагировали на сообщения о нарушениях.
Самое интересное началось в 22.00, после окончания голосования. Ассоциация «Голос» собиралась направить 400 наблюдателей (почти на каждый избирательный участок в Самаре). Без объяснения причин и указания мотивировки практически всем им (кроме четырех-пяти УИК) было отказано в присутствии при вскрытии урн и подсчете голосов. То же произошло и с представителями СМИ, которым так же председатели УИК запрещали присутствовать при вскрытии урн с бюллетенями. Тем не менее даже в таких условиях удалось зафиксировать ряд серьезных нарушений при подведении результатов голосования. Например, председатель УИК №59, как рассказала Людмила Кузьмина, пытался вбросить пачку бюллетеней. УИК №96 — при вскрытии урны внутри обнаружены пачки бюллетеней (тогда как избиратели опускают свои бюллетени в урну не пачками, а отдельно). УИК № 139 объявила официальное число проголосовавших на 400 больше, чем реально проголосовало и отмечено в списках. После уточнения числа голосовавших при вскрытии урны было обнаружено 200 лишних бюллетеней. Как сообщила руководитель «Голоса», в массовом порядке председатели УИКов не подписывали протоколы подсчета голосов до согласования с территориальными избирательными комиссиями (нонсенс - ведь бюллетени подсчитываются здесь же, и участковой комиссии результаты подсчета известны сразу же. Тем не менее даже к пяти часам утра протоколы многих УИК еще не были переданы в территориальные избиркомы — продолжались какие-то уточнения и согласования). В самих теризбиркомах отмечены случаи переписывания итоговых протоколов (например ТИК Промышленного района).
Стоит отметить, что «Голос» не имел возможности проверить все до единого избирательные участки, и наблюдение проводилось выборочно. И даже по итогам этого выборочного наблюдения практически везде обнаружились те или иные нарушения — иногда мелкие, иногда крупнее. Лишь один тот факт, что избирательные комиссии сделали все, чтобы не допустить независимых наблюдателей на подсчет голосов, ярко свидетельствует о полном отсутствии честности и прозрачности в процессе выборов. Председатель УИК №88 заявил корреспонденту «Голоса», отметившему нарушения: «Пока вас не было, у нас все было хорошо». Нет сомнений, что в отсутствие избирателей и наблюдателей от кандидатов в депутаты все было бы еще лучше.
Людмила Кузьмина оценивает «коррекцию» волеизъявления самарцев в пользу кандидатов от «партии власти» в результате массовых нарушений цифрой в 20% - 30%.