Античные интерьер и мебель
От времен расцвета древнегреческого искусства нас отделяют почти две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность оказалась вечной школой для художников. В отношении
От времен расцвета древнегреческого искусства нас отделяют почти две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность оказалась вечной школой для художников. В отношении античности некоторые ученые употребляют выражение «греческое чудо».
Однако чудом называется то, что возникает внезапно и беспричинно, нарушая естественные законы. А греческое искусство не возникло сразу, у него была длительная предыстория. В конце III тысячелетия до нашей эры был Крит, несколько позже – город Микены. Этот период называют крито-микенской культурой. Некоторыми чертами она схожа с египетской – охоты на львов, кошки, ловчие птицы. Но критское искусство заходит слишком далеко в атектоничности и прихотливости. Манерность – это обычно признак увядания стиля. Однако крито-микенское искусство считают прелюдией греческого искусства.
Древняя Греция
В искусстве греческой архаики можно четко проследить наследственные черты преемственности с крито-микенским стилем, плюс влияние соседних восточных культур. В дальнейшем своем развитии греческое искусство изменялось, сохраняя в основе своей начала, заложенные в архаике. В стиле классического греческого искусства слиты жизнеподобие и мера, иначе говоря – живая чувственная непосредственность и рациональная конструктивность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для всех многочисленных позднейших подражателей. Единая держава, созданная Александром Македонским, в III столетии распалась на несколько монархических государств. Но греческие художественные традиции возобладали повсюду. В самом понятии «эллинизм» содержится указание на победу эллинистической культуры, на эллинизацию стран Востока. Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возрастала военная мощь Рима, со своим, совершенно другим менталитетом, но схожими художественными ценностями.
На греческую мебель ранних периодов большое влияние оказала ассиро-вавилонская культура. Это сказалось и в употребляемых материалах (дерево, бронза, слоновая кость) и в украшениях, и в некоторой громоздкости самой мебели, несмотря на совершенство ее формы. Однако в V веке до нашей эры во всей греческой культуре произошли значительные изменения, сказавшиеся и на развитии дизайна мебели.
Для классического стиля греческой мебели характерны простота, законченность пропорций и изящество при небольшом количестве украшений. Для сидения греки использовали табуреты, стулья и кресла. Табурет – «дифрос» – имел четыре ножки, у обычных табуретов в отличие от складных ножки могли быть резными. Стулья со спинкой – «клисмосы» – делались на гнутых ножках. Кресла имели прямую или слегка наклонную спинку и подлокотники. Возле высоких кресел обычно стояла скамеечка. Кушетки и диваны использовались весьма широко в быту Древней Греции. Они служили не только для сна, но и для чтения, писания и приема пищи. На такое ложе клали полотняную или кожаную подстилку, а поверх нее покрывало. В изголовье лежали подушки, которые служили и для опоры рук. Обычай принимать пишу лёжа пришёл в Азии. Ложе (клине) состояло из каркаса, изголовья и изогнутых ножек. Его изготавливали его из дерева и металла, для инкрустации применяли слоновую кость, черепаховый панцирь, рог, стекло, алебастр, мрамор, а также эбеновое и чёрное дерево. В мотивах украшений часто встречаются геральдические мотивы, то есть изображённые друг против друга фигуры львов, грифонов, сфинксов. Покрывала для клине были либо шерстяные, либо из кожи экзотических животных. Постельное бельё ткалось из льна и отделывалось цветной каймой. Кушетки иногда делали высотой до одного метра, чтобы, лежа на них во время еды, было удобно пользоваться небольшими столами. Столы эти – трапезы, круглые или четырехугольные, имели одну, три и четыре ножки. Предназначались они исключительно для еды, после чего их можно было задвинуть под кушетку. Вещи греки держали в сундуках и ларях различной величины, иногда украшенных росписями и орнаментом. Греческая мебель классического и более поздних периодов была деревянной и бронзовой. Бронзовыми были не только курильницы, но и кровати, столы.
Греческие мастера любили глину. Из керамики делали низкие ванны, которые потом покрывали росписью. Декоративные детали водостоков на домах тоже изготавливались из ярко раскрашенной глины. Поскольку бронзовые изделия были довольно дорогими, а стекло появилось лишь в эпоху эллинизма, в быту по большей части использовалась глиняная посуда. Всего существовало около 350 видов сосудов из глины. Создавались чисто декоративные сосуды в виде людей и животных. Очень ценилась керамика Кипра, Родоса, Самоса, Коринфа, Милета. В росписях греческих ваз позднего периода появляются попытки передать перспективу и светотень.
Вообще существовало несколько типов росписи ваз. Геометрический стиль. Высокий сосуд (до 1,5 м) покрывался линейным орнаментом, состоящим из простейших геометрических элементов (зигзагов, меандр, треугольников, крестиков, кругов, шахматного узора, фигурок людей, держащих под узцы коня и тому подобное). Более бледный орнамент наносился в верхней части сосуда. В конце эпохи архаики (то есть начиная с VI в до нашей эры) под влиянием восточных традиций распространяется звериный или ориентализирующий стиль. Для него характерны пестрота, яркая цветность, перегруженность изображения. В орнаменте используются традиционные восточные элементы: лотос, плетёнка, пальметта. Нередки геральдические изображения: симметрично расположенные друг против друга львы, птицы, держащие в клювах рыбу или змею, грифоны, сфинксы. С середины VI века до нашей эры на смену геометрическому приходит чернофигурный стиль. Изгоняется всё простое; изображение (уже не только орнаментальное, но и сюжетное) заливается чёрным лаком; фон оставляется красно-коричневым, сохраняя естественный цвет обожжённой глины. Краснофигурный стиль – наиболее поздний. В противоположность чернофигурному стилю, здесь, наоборот, фон заливается чёрной глазурью, а изображение сохраняет цвет обожжённой глины. По изображению чёрными линиями наносится контурный рисунок, подчёркивающий детали одежды, лиц, растительных элементов. В эпоху классики (V–IV века до нашей эры) появляются так называемые белофонные сосуды – лекифы, пиксиды, основанные на контурном рисунке.