Если вы думаете, что окна – это просто проем в стене, заделанный стеклом и прикрытый занавесочкой, то зря. Ведь окна являются не только составной частью экстерьера и интерьера. Они создают микроклимат в помещении: влияют на режим температуры, воздухообмена, влагообмена, на инсоляцию, шумоизоляцию и тому подобное. Человечество использует окна очень давно. С течением времени практически не изменились только две вещи: форма окна и его предназначение. Чего не скажешь о материалах, технологии и конструкции. Современное, качественное окно и древнее слюдяное или затянутое бычьим пузырем «недоразумение» – это все-таки очень разные вещи.
Если брать научное определение, то окно – это элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проема с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок.
О современных материалах и технологиях поговорим чуть позже. А пока не будем забывать, что окно – это еще и элемент интерьера, со своими функциональными и эстетическими возможностями. Для каждого типа помещения должно быть свое окно, так как у них разные предназначения. Не во всех помещениях имеет смысл маскировать окно. Значит надо постараться сделать так, чтобы оно не выпадало из общей концепции и стиля интерьера. Новые возможности, которые появились у современных окон, предоставляют достаточно широкий выбор.
Современные технологии изготовления окон позволяют:
воссоздавать внешний облик окон любых исторических стилей;
получать любые расцветки оконных блоков;
выполнять окна практически любой формы и размеров;
обеспечивать новые способы открывания окон;
применять в качестве остекления стекла с заданными характеристиками;
улучшать свойства окон с помощью дополнительных аксессуаров.
Гостиная
В этом помещении окно рассматривается прежде всего как декоративный элемент. Практической нагрузки у него меньше, чем в любом другом помещении. Исключение составляют окна, из которых открывается исключительный и потрясающий вид. Тогда, естественно, такое окно грех занавешивать и декорировать – оно должно играть роль рамы для естественной пейзажной картины.
Правда не стоит игнорировать один момент: гостиная – это место, где часто смотрят телевизор. Если ваша гостиная совмещается с кабинетом, то, скорее всего, там будет стоять еще и компьютер. Ни телевизор, ни монитор естественное освещение очень не любят. Мало того, что они быстрее выходят из строя, когда на них падают прямые солнечные лучи. В этой ситуации вы рискуете испортить не только технику, которую в конце концов можно заменить, но и свое зрение. Картинка на экране при естественной и обильной инсоляции очень бледная, неконтрастная и малоразличимая. Позаботьтесь о плотных шторах, жалюзи, экранах, если гостиная используется в дневное время.
Спальная комната
Здесь два очевидных фактора, которые необходимо принимать во внимание при выборе окна: защита от света и защита от излишнего внимания. Если окно вашей спальни выходит на тихую улочку или еще лучше на реку, лес, поляну, то можно ограничиться окном с обычным остеклением. А если на оживленную трассу? Тогда не пожалейте средств на стеклопакеты с усиленной шумоизоляцией. Поправка ваших расшатанных нервов все равно обойдется дороже. К тому же стеклопакеты защищают и от пыли, и от запахов, которыми может похвастаться любая уважающая себя трасса.
Степень светоизоляции в большей мере зависит от личных предпочтений и стеснительности, чем от внешних факторов. И все же, если вы живете в оживленном месте на первом или втором этаже воздержитесь от полупрозрачных штор или легкой тонировки – вам так будет гораздо безопаснее.
Ванная комната
К сожалению, в этом помещении окно – редкость. А жаль. Какую вентиляцию ни ставь, все равно в ванной ощущается сырость или в лучшем случае влажность. Да и темновато там бывает. Окно в ванной прежде всего должно быть практичным, то есть служить хорошим источником света и обеспечивать вентиляцию. Первый фактор ограничивает использование тонированных окон, лучше возьмите структурированные по текстуре стеклянные полотна – они не затрудняют прохождение солнечных лучей, но защищают от посторонних взглядов. Чтобы не мешать вентиляции, просто не заставляйте подоконник или место около него моющими средствами и декоративными элементами – сквозняк «поможет» все это смести на пол.
Кухня
Про окно в кухне можно сказать практически все тоже самое, что и про окно в ванной: инсоляция и вентиляция. Покажите мне хоть одну хозяйку, у которой ни разу в жизни ничего не пригорало. Правда проблема посторонних взглядов не так актуальна. Все-таки готовят и принимают пищу обычно в одежде, а принимают душ – избавившись от нее.
Художественные стили и окна
При смене эпох и художественных стилей менялись также размеры, форма, конструкция и декор окна. Часть этих изменений связана с духовным мировоззрением соответствующей эпохи, но чаще процесс шел в ногу с новыми конструктивными и технологическими возможностями. Так или иначе, но каждому стилю соответствуют свои окна и если этого не учитывать – единство стиля неизбежно нарушится.
Романский стиль. Окна маленькие, преимущественно прямоугольной формы. В каменных домах встречались арочные оконные проемы. Декор отсутствовал или был минимален. Рамы в то время имели мелкое членение, что было связано с невозможностью производить стекла больших размеров.
Готика. Визитная карточка готики – витражи. Витражные стекла первоначально были ярких, чистых, несмешанных цветов, скреплялись свинцовой окантовкой. Окна вертикальные, вытянутой вверх формы. По верху здания иногда размещали круглые декоративные окошки.
Ренессанс. Здесь гораздо больше разнообразия в формах и отделке. Использовались полуциркульные и прямоугольные окна с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми, иногда с полуциркульными арочными. Окна часто были спаренные и строенные.
Барокко. В принципе, похожи на ренессансные – полуциркульные и прямоугольные с растительным декором по периметру.
Классицизм. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся крестообразные окна с большой нижней и маленькой верхней парой переплетов. Типичными для классицизма являются слегка изогнутые оконные перемычки со стрелой подъема арки в 1/7 ширины окна. Характерными особенностями этого направления в строительстве являются прежде всего подчеркнутая простота и склонность к строгим пропорциональным формам.
Неоренессанс. Окна остаются вертикально удлиненными, однако верхняя фрамуга почти всегда выполняется в виде цельного стекла, не разделенного стойками. Окна приобретают Т-образный переплет. Вариантом такого переплета являются окна с форточкой. Позже появились трехстворчатые окна с большими нижними и маленькими верхними створками, шесть из которых могли быть как открываемыми, так и глухими. У таких окон фрамуга также разделялась на отдельные створки, благодаря чему достигалось взвешенное соотношение между размерами створок, расположенных ниже и выше импоста.
Модерн. Окна приобретают дополнительные перекладины в верхних фрамугах. Особым признаком нового стиля во внешнем облике как средних, так и больших окон стали окна с фрамугами, имеющими мелкое членение, в то время как нижние створки членения не имели. При устройстве окон предпочтение отдается двух- и трехстворчатым оконным переплетам. При этом особо подчеркивается горизонтальная сетка членений.
Функционализм. Это направление стиля называли тогда также «новое строительство». В этом стиле в первую очередь принималась во внимание функция здания. Функциональное назначение проявлялось в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками, в дальнейшем – ленточного остекления и остекленных поверхностей большой площади. Любой элемент членения окон, который не был безусловно необходим, исключался. Как направление архитектурного стиля функционализм распространен до настоящего времени и лишь в последние годы снова заметно стремление в производстве окон в большей степени исходить из эстетических качеств.