Граждане, приезжавшие в Куйбышев по различным делам в 70-80-е годы, воспринимали его как довольно мрачный город с оттенком сурового аскетизма. В том же духе были выдержаны и городские гостиницы, которые, как правило, не отличались изысканностью интерьеров, комфортабельностью номеров и разнообразием услуг. В большей части гостиничных номеров отсутствовали элементарные удобства, но зато в изобилии водились тараканы. Поэтому у гостей города складывалось убеждение, что здесь приличных гостиниц нет.
Это мнение распространялось как на служебные и ведомственные, так и на обычные городские гостиницы, которые в те времена принадлежали управлению коммунального хозяйства. Их специфика заключалась в обслуживаемом контингенте. «Волга» считалась роскошной элитной гостиницей, открытой для заезжих знаменитостей и подпольных советских миллионеров. В стенах «России» находили себе приют специалисты, работавшие на промышленных предприятиях города, и криминальные авторитеты. Гостиница «Жигули» имела особый колорит, так как здесь останавливались преимущественно гости с Кавказа, рабочие места которых находились на городских рынках.
На сегодняшний день в Самаре существует общепринятая в мировой практике система оценки комфортабельности отелей. Категория гостиниц обозначается символом «звезда». Количество «звезд» увеличивается с повышением уровня качества обслуживания.
Для сертификации гостиниц Государственным стандартом Российской Федерации выпущен документ, который устанавливает классификацию гостиниц вместимостью не менее 10 номеров. Классификация гостиниц основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, к номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, а также к уровню обслуживания.
Для 4-5-звездочных отелей список обязательных требований более широк и разнообразен, чем для 1-3-звездочных. Например, вход для гостей должен быть снабжен воздушно-тепловой завесой и иметь козырек, защищающий клиента от атмосферных осадков на пути его следования от автомобиля. Кондиционирование воздуха во всех помещениях должно осуществляться круглосуточно. Должно быть оборудование для дополнительной фильтрации воды, лифт в здании более одного этажа, время ожидания лифта не должно превышать 30 секунд. В 100% номеров должна быть прямая городская, междугородная и международная телефонная связь. Входные двери и номера должны быть оборудованы замками повышенной секретности, а в пятизвездочных отелях еще «глазками» и охранной сигнализацией.
4-5-звездочные отели должны иметь бизнес-центр, оборудованный электронными средствами связи, помещения для переговоров, спортивно-оздоровительный центр, плавательный бассейн с сауной, косметический салон. В ресторане должно быть несколько залов, отдельные кабинеты, банкетный зал, бар, а в 5-звездочном отеле еще и ночной клуб.
Получение сертификата на соответствие той или иной категории является для гостиницы делом добровольным и необязательным, это скорее вопрос престижа.
Не все работающие в Самаре гостиницы являются сертифицированными на соответствие услуг требованиям безопасности. Многие либо сознательно уклоняются, либо пока только готовятся к этому акту.
По признанию специалистов, гостиничный бизнес может быть прибыльным и перспективным при выполнении нескольких обязательных условий. Территория, где расположена гостиница, должна управляться мудрыми законами, а чиновники, следящие за исполнением этих законов, не коррумпированы. Банки должны быть лишены алчности при кредитовании, граждане состоятельны, а экономика стабильна. Представить себе подобное в Самаре очень трудно. Тем не менее, отелей в городе становится все больше.
В основном клиентами самарских гостиниц являются отнюдь не туристы. В подавляющем большинстве случаев это деловые люди: бизнесмены, представители иностранных компаний и отечественных предприятий, спортсмены, политики, деятели культуры, науки и искусства. В последние месяцы количество гостей из дальнего зарубежья несколько сократилось, но зато не убавилось число постояльцев из ближнего зарубежья.
По словам генерального директора ЗАО «Гостиница «Националь»» Александра Григорьева, на сегодняшний день в Самаре не хватает гостиниц уровня 3-4 звезды. Особенно это ощущается в дни проведения различных выставок, когда гостиницы забиты под завязку. По мнению одного из представителей гостиничного бизнеса Самары, сегодня в России появилось очень много управляющих компаний, которые заявляют о создании своей гостиничной сети. На самом же деле у нас происходит скупка гостиниц по дешевке с целью дальнейшей перепродажи.
Самара с точки зрения отдыха является городом непривлекательным, сюда приезжают только деловые люди. Поэтому и хороших отелей уровня 3-4 звезды сейчас в Самаре нет. По словам генерального директора гостиничного комплекса «Ренессанс-Самара» Анны Субботиной, в настоящий момент гостиничный бизнес Самары находится в стадии развития. В ближайшее время следует ожидать новых современных отелей. К тому же в большинстве гостиниц города в настоящий момент проходит реконструкция.
Без сомнения, появление отеля «Ренессанс» на самарском рынке гостеприимства год назад стало открытием и новацией. «Нашей задачей было создать условия для проживания и работы тем людям, которые приезжают в Самару по делам бизнеса, все удобства для того, чтобы они могли с комфортом работать и проводить досуг, – говорит генеральный директор строительной компании «Волгатрансстрой» Вячеслав Сонин. – В отеле имеются два канала Интернет, бизнес-центр – для работы, фитнес-центр, бассейн, боулинг, два ресторана, кафе – для проведения досуга, ряд служб сервиса. К слову, по стандартам на 196 номеров было достаточно одного ресторана, но было принято решение создать тематические рестораны». А недавно «Ренессанс Самара Отель» был удостоен награды победителя в номинации «Лучшая российская региональная гостиница», что подтвердило прочную позицию отеля на региональном рынке.
Но этого явно недостаточно – утверждают представители туристического бизнеса. «С каждым годом растет число приезжих иностранцев, которых мы не можем разместить, потому что нет мест даже в самых плохих гостиницах, – отмечает директор по маркетингу туристического агентства «Гермес-тур» Вячеслав Клопов. – Для такого города как наш нужно строить, по крайней мере, еще столько же гостиниц, причем начиная от отелей уровня трех звезд и до комфортабельных дорогих пятизвездочных».
Так вскоре на пересечении улиц Пионерской и Венцека появится новый гостиничный комплекс. Участники рынка туристических услуг уверены, что новый проект будет успешен, поскольку Самарский регион имеет большой потенциал, а гостиничный бизнес может принять нового игрока, если он будет соответствовать европейскому уровню.
Шведская компания Rezidor SAS Hospitality также планирует построить в Самаре отель международного класса. Выход этой организации в регион связан с широкомасштабными планами Rezidor SAS Hospitality по увеличению своего присутствия на российском гостиничном рынке.
Недавно и московская компания Amaks Grand Hotels, занимающаяся развитием сети гостиниц, заинтересовалась Самарой. В рамках региональных проектов компания уже приобрела в крупных городах России 14 гостиниц и теперь занимается их реконструкцией и переводом под единый брэнд. По мнению экспертов, объектами, интересующими Amaks в Самаре, могут стать гостиница Дома молодежи, а также «Бристоль» и «Россия».
При этом участники гостиничного рынка отмечают, что прежде чем браться за строительство новых гостиниц, надо помочь реконструировать старые, прежде всего, выделив на это существенные кредиты.