Поп-арт приходит на смену абстракционизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации. Это направление характеризуется яркой и контрастной цветовой гаммой. Стиль появился в искусстве в 60-х годах и быстро проявился во всех оформительских искусствах, включая дизайн интерьеров. Интерьер в стиле поп-арт – это радужно-яркие сочетания цветов и использование уже давно существующих объектов, материалов и форм в новом качестве. Сейчас печатные рисунки, комиксы на тканях – очень популярный мотив в оформлении интерьеров.
Собственно название «поп-арт» связывают в двумя темами: первая – это сокращение от popular art (англ.), то есть популярное, общедоступное искусство; вторая – от pop, то есть отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект. Несмотря на рост популярности в 60-е годы модернизма как стиля и идеологии, одновременно формировалась серьезная оппозиция. На смену эйфории массового производства и рационализма в формообразовании пришла его критика. Эстетические образцы искались теперь в собственных областях дизайна. Инициативы прибывали во многом из молодежных субкультур – сначала в Англии, затем в Италии и Германии образовывались радикальные течения против функционализма, в США появились первые теории, которые ставили в центр культурные, психологические и семантические аспекты.
Поп-арт обращается к массовой, преимущественно молодежной публике, ему присущи эфемерность и быстротечность, виртуозное мастерство и превращения. Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство, выведя на сцену цивилизацию потребления, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которых фабрикуются миллионы. Поп-арт вернул предмет в искусство, но это был предмет, не опоэтизированный художественным видением, а предмет нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой и, в особенности, с современными формами информации (печать, телевидение, кинематограф). Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляли в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, газетные или журнальные иллюстрации, кинокадры, фотографии, банковские билеты. Взятые отдельно или вмонтированные в коллажи и в ассамбляжи, эти предметы словно насмехались над зрителем, сбивали его с толку своими порой чудовищными размерами, производя впечатление отстраненности, анонимности, свойственным новой городской культуре.
Новые технические приемы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
– изменяются масштаб и материал;
– обнажается приём или технический метод;
– выявляются информационные помехи и другие.
В связи с этим первоначальный образ парадоксально преобразовывался и иронически перетолковывался. Поп-арт поменял внутреннее и внешнее местами.
Та же техника коллажа, фотомонтажа, совмещенная с традиционной живописью, комбинирование традиционных материалов с необычными звуковыми, световыми, оптическими эффектами, соединение объемных муляжей, скульптур с плоскостными изображениями и так далее используются и в дизайне интерьеров. Для поп-арта характерны ирреальные, иллюзорные пространства за счет использования графики, живописи на плоскостях стен внутри и снаружи зданий, применения зеркальных поверхностей. Необычные пространства воздействуют на человека, создают определенную эмоциональную атмосферу, вызывают разнообразные чувства и ассоциации.
Поп-арт, как художественное направление, имеет несколько течений: оп-арт – оптическое искусство, эл-арт – движущееся искусство, окр-арт – окружающее искусство. Для дизайна интерьера больше всего подходит направление оп-арт. Направление оп-арт (Situation Art, Op Art), названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико-психологических особенностей зрительного восприятия, объединило поп-арт с традициями геометрического абстракционизма. Художники этого направления были, в основном, заняты созданием оптических иллюзий. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным, оно развилось частично из геометрической абстракции, с использованием возможности новых материалов и технических средств, в том числе и лазерной технологией. Композиции оп-арта – это организованные комбинации из кружков, линий, точек и пятен, создающие интересные оптические эффекты, пространственные иллюзии.
Для стилизации поп-арта для отделки пола или стен в интерьерах жилых и общественных зданий, в обивке мебели можно применить иллюзорно объемный рисунок. Иногда отделку стен выполняют заодно с полом или потолком, дверями, мебелью, добиваясь создания эффекта слитности, взаимных переходов одного в другое. Чтобы визуально расширить небольшое пространство, добавить количество окон, дизайнеры используют такой прием, как фальшивое окно, сделанное из зеркала. Для организации таинственного, пульсирующего пространства, для создания игры света и тени размещают световые элементы в потолке, полу, стенах, мебели, в предметах интерьера.
К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «Сегодня использовал – завтра выбросил». Это был настоящий прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Таким образом, начали появляться представители направления «культуры недолговечности»: пятнистый детский стул из гофрокартона, цветное пневматическое кресло из ПВХ, платья из бумаги, полуобнаженные красавицы, служащие предметами мебели и так далее.
Среди дизайнеров, работающих в стиле «поп», особой популярностью пользовался пластик. При этом самым большим преимуществом была низкая стоимость этого материала. Яркие радужные цвета и необычные, смелые формы стиля «поп» вытеснили последние остатки послевоенного аскетизма и дали новый стимул шагающему по миру оптимизму, который поддерживался беспрецедентным экономическим благосостоянием населения и сексуальной свободой.
В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми. Эстетика недолговечности этих товаров была частью их стоимости, поскольку являлась противоположностью вневременной классики современности. Собственно говоря, сочетания пластиковой мебели ярких цветов и обоев с орнаментом из произведений поп-арта – все, что нужно для стилизации интерьера под поп-арт.
Другим средством создания художественных произведений поп-арта является использование необычных материалов или старых, подержанных, сломанных вещей. Похожий прием существует и в дизайне интерьеров, решенных в стиле кантри, когда, наоборот, в новом создают эффект состаренных поверхностей стен или пола, выцветшей росписи, подержанной мебели. Или из старого оборудования создают новую форму мебели, например, старая, сломанная швейная машина, превращается в туалетный столик. Для отделки интерьеров иногда применяются необычные материалы, такие, как раскрашенные ракушки, стеклянные бутылки, осколки фарфора, зеркала, стекла. Поп-арт оказал влияние на визуальную культуру, на развитие дизайнерских средств и приемов формообразования.
Яркий броский дизайн поп-арта подойдет тем, кто устал от классики, кто хочет встряхнуться и взглянуть на мир по-новому. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Эстетическими принципами поп-арта становятся принципы рекламы: наглядность, броскость, доходчивость, соединение иллюзорного и реального. К тому же это очень недорогой способ изменить себя и свой интерьер. Поп-арт – это стиль молодых.