Еще в начале 50-х годов в Куйбышеве планировалось строительство первого высотного здания. Оно должно было располагаться на Самарской площади и напоминало бы всемирно известное здание Московского университета на Воробьевых горах. Но после наступления «оттепели» стройку приостановили: к власти пришли другие люди, приоритеты сменились. Почти через 50 с лишним лет идея строительства «высоток», похоже, вновь становится актуальной: в Самаре строятся сразу несколько высотных зданий, как жилых домов, так и объектов коммерческой недвижимости.
Каждая «высотка» – научный труд
Возведение «высоток» – это своего рода технологический вызов существующим строительным нормам и правилам. В соответствии с российскими государственными стандартами они относятся к первому уровню ответственности, а значит, требуют тщательной проработки конструктивных и инженерных особенностей проекта. Как отмечает директор по строительству делового комплекса «Федерация» в Москве Артур Александров, построивший не одну «высотку» в столице, «одной из главных проблем высотного строительства в России до недавнего времени считалось отсутствие строительных норм и правил для зданий выше 75 метров». Директор Центра государственной вневедомственной экспертизы Павел Селезнев, определяя проблему высотного строительства вообще, отмечает, что «каждый проект высотного здания в России индивидуален. И не только потому, что в нем участвуют большие коллективы проектных организаций. В строительстве высотных зданий, в том числе жилых, сегодня необходимо использование новых строительных технологий и инженерных решений. Крупные научно-исследовательские институты их предлагают. Выбрать же оптимальный и удобный в каждом конкретном случае вариант – ответственное решение. И для строителей, и для чиновников, разрешающих высотное строение. Каждый проект, по сути, это научная работа». Именно поэтому самарские проекты будут реализовываться темпами, присущими эксперименту, без спешки и авралов.
Нормативная база для высотного домостроения разрабатывалась в течение нескольких последних лет. В отличие от Европы, Америки, Юго-Восточной Азии, нормы и требования, предъявляемые к отечественным высотным зданиям, на порядок ужесточены. И по сейсмической безопасности, и по пожарной, и по требованиям к расчетам и изысканиям. По пожарной безопасности нормы ужесточены в два раза: норма огнестойкости основных несущих конструкций российских высотных зданий составляет четыре часа. При проектировании, при сборе исходных данных, при строительстве и дальнейшей эксплуатации принята единая схема комплексной надежности сооружений. Она заключается в том, что, кроме базовых разработок, существует дублирующий контроль. Иначе говоря, конструктивный расчет каркаса проверяется дважды. С прошлого года введены требования по учету при пространственном расчете прогрессивного разрушения: в случае разрушения части перекрытия или наиболее нагруженного несущего элемента здание не должно упасть. Лавинообразное разрушение исключается.
Коммерческая сторона вопроса
Если говорить о коммерческой стороне вопроса, то строить малоэтажные дома на дорожающей с каждым днем земле экономически нецелесообразно. Именно этим утверждением руководствуются сторонники высотного строительства в Самаре. С каждым годом проблема получения новых строительных площадок в центре Самары становится все более сложной. В странах, которые давно перешли на рыночную экономику, цена на землю достаточно велика. Так, в Токио 1 квадратный метр земли стоит $2,5 миллиона. Поэтому в Японии здания меньше, чем в 60 этажей, не строят.
В Самаре, к счастью, с площадями для строительства дела обстоят немного лучше, чем в Токио. Но свободных площадок для высотного домостроения в городе остается все меньше. И дело тут не только в росте цен, но и в том, что лишь немногие земельные участки удовлетворяют техническим требованиям для строительства высотных домов. Например, в Самаре есть площадки, где нельзя строить здания выше 9 этажей. Поэтому на этих земельных участках, если они предназначены для коммерческой недвижимости, возводят малоэтажные торгово-офисные центры большой площади.
Впрочем, на этот счет существует и другое мнение. Павел Селезнев считает, что при строительстве домов выше 20-25 этажей возникают проблемы при определении конструктивной схемы. В высотном домостроении должны быть использованы высокопрочные материалы, необходимо применять дорогие комплексные материалы для ограждающих конструкций и наружной отделки фасада. На порядок возрастет сложность противопожарных мероприятий, инженерного обеспечения: насосные повысительные станции, электроснабжение должны быть первой категории, увеличивается количество лифтов, их грузоподъемность и скорость. Все это приводит к утяжелению удельной стоимости квадратного метра.
Определенная концепция строительства высотных домов в России существует, иначе бы в Москве высотное строительство так активно не велось. Одним из пунктов этой концепции предусматривается возведение «высоток» в геологически благоприятных условиях. Стоит отметить, что эти условия не идеальны не только в Самаре, но и во всей России. В наших климатических условиях да еще при отсутствии в России опытных специалистов опасно строить небоскребы. Но, например, в Торонто, который очень близок нам по климату, строятся высотные здания. Есть и гораздо более сложные условия: сейсмически активные Япония, Сингапур, где необходимо вбивать 200 метровые (!) сваи, чтобы грунт выдержал.
Самарские специалисты в области геодезии отмечают, что геологические характеристики земельных участков, отведенных под строительство подобных объектов в нашем городе, позволяют возводить высотные здания. Но при этом должны быть проведены соответствующие мероприятия по утяжелению фундамента. Поскольку даже небольшое колебание фундамента, например в сантиметр, может дать усадку стен на 68 сантиметров, что недопустимо для строительных конструкций.
Все высотные дома строятся с использованием железобетонного монолитного каркаса. Как заметил Павел Селезнев, кирпич в строительстве «высоток» применяется только в качестве отделки или заполнения каких-либо отдельных элементов, например, перегородок. «Монолитный каркас повышает индустриализацию строительства, прочность и долговечность возводимых зданий, создает возможность увеличения «шага» несущих конструкций и использования преимуществ свободной планировки внутренних помещений, – считает Павел Селезнев. – Использование монолитного каркаса также позволяет существенно увеличить темпы строительства по сравнению, например, с кладкой кирпича».
При строительстве высотного дома учитывается большое количество различных исходных данных: грунтовые условия, климатические особенности, ветровые и прочие нагрузки. Но главным является архитектурный замысел будущего строения, который и определяет основные конструктивные решения.
Строительство высотных зданий в России находится под пристальным вниманием и со стороны чиновников, и со стороны специалистов министерств, и со стороны ученых. Строительства не может быть, если все стороны, участвующие в реализации подобного проекта, не будут уверены в его безопасности и надежности. В какой-то степени эти его качества имеют приоритет перед архитектурой. Не умаляя ее значения и эстетической функции.
Строительство высотных зданий в Самаре так же, как и в России, находится под пристальным вниманием и со стороны чиновников, и со стороны ученых. Эксперты отмечают, что на территории города преобладают карстовые породы (пустоты). Однако это вовсе не означает, что в городе нет площадок, на которых можно было бы строить высотные дома.
Современные технологии позволяют строить и на грунтах, где есть карсты. Все дело в том, насколько «высотки» будут нужны городу, насколько они будут вписываться в архитектурный облик города. Потому что сегодня у многих возникают вопросы эстетики высотных зданий в контексте тех мест в городе, где они построены. Из крайне скромного списка высотных зданий в Самаре (торгово-офисный центр «Вертикаль», жилой комплекс «Спасская башня в квартале «Москва» и жилые дома в Европейском квартале), «Вертикаль», пожалуй, расположена не слишком удачно именно в архитектурном смысле. На пересечении Московского шоссе и улицы Киевской нет не только высотных зданий, но и даже многоэтажных. Там преобладает низкоэтажная застройка, среди которой «Вертикаль» выглядит не совсем эстетично. Жилые высотные комплексы возведены более или менее к месту: в центре кварталов с многоэтажной застройкой. Поэтому такие «ансамбли» вполне можно считать законченным архитектурным целым.
Пока в Самаре объекты высотного строительства можно по пальцем перечесть. Жилые дома не заселены, а «Вертикаль» еще не приняла первых посетителей. После ввода в эксплуатацию всех этих объектов можно будет судить о том, насколько эти здания оправдывают себя. Но уже сейчас можно предположить, что массового строительства «высоток» в нашем городе можно ожидать еще не скоро.