Строительство пешеходной зоны на улице Ленинградской приостановлено несколько месяцев назад. О судьбе одной из красивейших улиц города сегодня пока ничего не известно. Между тем, пешеходная зона на Ленинградской помогает решать многие проблемы городского хозяйства и повышает инвестиционную привлекательность объектов недвижимости близлежащих улиц.
Одной из главных причин создания пешеходных зон стало появление в центрах городов новых крупных современных объектов притяжения, фокусировавших значительные пешеходные и транспортные потоки.
При этом стихийный характер размещения этих объектов в структуре общегородских центров не обеспечивал физическую безопасность и комфортность посещения этих объектов, разнообразия выбора мест, форм и уровня сопутствующего обслуживания.
Продолжающийся уже долгое время активный рост численности населения крупных российских городов привел к еще большей их урбанизации – высокий ритм жизни порою просто не оставляет людям возможности нормально общаться, прогуляться в свободное время по ухоженным и красивым улочкам. Тем более что исторически сложившийся центр крупных и ряда средних городов не был приспособлен к приему резко возросших пешеходных и транспортных потоков, размещению крупных объектов массового посещения и обеспечению безопасных, комфортных, эстетически привлекательных условий для реализации социальных потребностей различных слоев населения.
В целом идея создания в городах пешеходных зон и улиц в качестве панацеи от многих «болезней» их социально-экономического и градостроительного развития себя оправдала. Поскольку пешеходные зоны, сформированные в центрах большинства городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тверь, Казань, Нижний Новгород, Саратов), успешно функционируют и приносят прибыль муниципалитетам.
Где люди, там и деньги
Самара пополнила список этих городов только в 2002 году, когда, наконец, на территории улицы Ленинградской – сначала на участке от ул. Куйбышева до ул. Фрунзе – начались реконструкция и строительство пешеходной зоны. Кстати, городские власти планировали открыть первую пешеходную зону в 1986 году, к четырехсотлетнему юбилею города.
Как сообщили 63.ru в ЗАО ПО «Возрождение» (г. Санкт-Петербург, генеральный подрядчик реконструкции ул. Ленинградской), и в 2002 году убедить городскую администрацию в том, что пешеходная зона нужна городу, было непросто, поскольку в муниципалитете на эти цели вечно не хватало средств. И только когда была сдана первая очередь, которая очень скоро окупила затраты на свое строительство и даже начала приносить прибыль, было принято решение о строительстве остальных очередей.
Сегодня, помимо первой, сдана в эксплуатацию и вторая очередь: участок между улицами Фрунзе и Чапаевской.
Несколько слов следует сказать о том, почему именно Ленинградская была выбрана для строительства пешеходной зоны. Как отметил председатель совета директоров ЗАО ПО «Возрождение» Игорь Букато, ул. Ленинградская более других улиц для этого приспособлена. Исторически это одна из самых посещаемых улиц в Самаре. В конце XIX столетия на этом месте, говоря современным языком, тоже была пешеходная зона. Время внесло свои коррективы в облик улицы, и в середине XX века здесь уже пролегали транспортные маршруты, в конце XX века – располагался вещевой рынок. Словом, на протяжении всей своей истории Ленинградская была тем местом, где были сконцентрированы основные пешеходные потоки. Одновременно для пешеходов должна быть предусмотрена хорошая транспортная альтернатива. Это условие также соблюдено на Ленинградской: в нескольких местах она пересекается транспортными линиями.
В худшие времена инвестиционная привлекательность улицы исчерпывалась, пожалуй, расположенным на ней вещевым рынком. С устройством здесь пешеходной зоны на Ленинградскую пришел цивилизованный бизнес, представителям которого теперь стало выгодно выкупать или арендовать помещения в зданиях, расположенных на первых и вторых этажах. Некогда пустовавшие, заброшенные или неблагоустроенные помещения за короткий срок стали бутиками, магазинами, салонами красоты и сотовой связи, ресторанами, кафе и так далее. Постоянно увеличивая свое присутствие на Ленинградской и близлежащих улицах, малый и средний бизнес увеличивает налоговые поступления в городскую казну. При этом выигрывают и сами бизнесмены, поскольку их услугами здесь может воспользоваться максимальное количество человек – ведь где люди, там и деньги.
Вся пешеходная зона выдержана в едином стиле, но каждый участок ее должен отличаться от предыдущего. У архитекторов есть лишь схематичный план каждой очереди, на котором изображены те места, где может расположиться какой-либо объект: фонтанный комплекс, архитектурная группа или светящийся мини-музей под стеклом. Что именно это будет, подрядчик отдельно решает вместе с заказчиком.
Благоустройством Самары займутся пешеходы
В Самаре, как и во многих других российских городах, остро строит проблема благоустройства исторического центра, решить которую за счет средств муниципального бюджета едва ли представляется возможным. Между тем многие здания, которые являются памятниками архитектуры и культуры, давно потеряли свой облик и совершенно непригодны для того, чтобы символизировать собою лицо города. Единственно возможным вариантом благоустройства исторического центра в такой ситуации представляется привлечение внебюджетных инвестиций. А пешеходные зоны или улицы как раз и являются тем стимулом, который притягивает малый и средний бизнес в старый город. Конечно, это отнюдь не означает, что пешеходная зона должна быть в каждом квартале исторического центра. Но еще две-три улицы в Самаре вполне подходят для расположения на них пешеходных зон. Одна из них – Молодогвардейская на участке между Некрасовской и Венцека.
Результаты от размещения бизнеса на Ленинградской налицо: собственники и арендаторы коммерческой недвижимости, располагающейся по обеим сторонам пешеходной зоны, там, где это было необходимо, отреставрировали фасады, сделали ремонт, подчас не только косметический, но и с заменой или установкой новых инженерных коммуникаций.
Необходимо добавить, что пешеходные зоны способны таким же образом влиять и на другие, более современные и окраинные районы города.
Опыт северной столицы планировала перенимать и Самара. Однако сейчас будущее строительство на Ленинградской под вопросом. По распоряжению мэрии Самары реставрацию приостановили. Как сообщил 63.ru источник в департаменте архитектуры и строительства администрации городского округа Самара, причиной подобного решения стала банальная нехватка денег. А какие были планы! Предполагалось планах строителей формирование еще трех очередей пешеходной зоны: четвертая – участок между улицами М. Горького и Куйбышева; пятая – отрезок между Галактионовской и Самарской, с пешеходными подходами по Ленинградской; шестая – от пл. Революции с пешеходными подходами по ул. Куйбышева до ул. Ленинградской…