Прокуратура Самарского района городского округа Самары возбудила дела об административном правонарушении против фирм, которые нанесли ущерб памятникам архитектуры в ходе ремонта принадлежащих им подвальных помещений, находящихся под этими самыми памятниками.
По инициативе администрации Самарского района прокуратура провела проверку и установила следующее. В муниципальных жилых домах по улицам Алексея Толстого, 116 и Галактионовской, 44, которые являются памятниками архитектуры, собственниками подвальных помещений производятся работы по их переустройству и перепланировке. В результате чего фасаду дома по улице А. Толстого причинены повреждения в виде деформации лепнины и штукатурки. А работы по изменению конструктивных особенностей дома по Галактионовской в случае, если их вовремя не остановить, могут повлечь изменение устойчивости строения и тем самым привести к разрушению памятника.
В нарушение Федерального закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» проектирование и проведение работ по переустройству и перепланировке помещений в указанных зданиях не были согласованы с контролирующими органами государственной власти. По результатам проверки прокурор района возбудил дела в отношении собственников данных помещений и направил их для принятия мер административного взыскания руководителю Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Дмитрию Балыкову.
К сожалению, ни Дмитрий Балыков, ни его заместитель Дмитрий Лакоценин не смогли прокомментировать ситуацию. А руководитель управления правого обеспечения и охраны объектов культурного наследия министерства культуры и молодежной политики Самарской области Светлана Пряникова призналась, что не в курсе этого дела и даже не уверена, являются ли данные здания памятниками, подлежащими охране.
Как говорят сотрудники районной администрации, причинение вреда исторически и архитектурно ценным зданиям Самарского района, где сосредоточены самые старинные постройки Самары, происходит регулярно.
«Мы постоянно обращаемся и в управление охраны памятников министерства культуры, и в прокуратуру, – сетует руководитель отдела архитектуры администрации Самарского района Николай Дудко. – Мы сами лишены полномочий принимать меры к нарушителям. Мы можем только предупредиить, а потом обратиться в соответствующие органы».
Однако, проблема не только в том, что желающие защить культурное наследие Самары не имеют на это полномочий, а уполномоченные органы не выполняют по тем или иным причинам своих охранных функций. Даже когда соблюдены все буквы закона, собственник памятника (или его части) не в состоянии произвести ремонтные или реставрационные работы на должном уровне. По словам главного архитектора Самары Андрея Смирнова, в городе всего три организации могут профессионально заниматься реставрационными работами.
«Реставрация – это очень сложный процесс, здесь должны быть колоссальные мастера, – говорит консультант департамента образования администрации городского округа Самары Евгений Астахов. – Для этого должны быть толковые художники, толковые архитекторы и грамотные рабочие. Я знаю, что на реставрацию дома Клодта приглашались мастера из-за границы. У нас же их нет. На территории города хватает образовательных учреждений, которые готовят каменщиков, и обучить их основам кладки 19 века – не бог весть какая проблема. Но это были бы профессиональные специалисты».
Ещё одна проблема, неожиданно всплывшая во время публичных слушаний по застройке в Доме архитектора, в том что министерство культуры даёт разрешение на снос памятников архитектуры, культурную ценность которых, по его мнению, представляет только фасад. В этом случае застройщик обязан разобрать и сохранить элементы декора фасада, а само здание снести. Сохраненные же кусочки памятника становятся элементами декора строящегося на его месте нового здания.
«Мы живём в городе, который имеет свою историю, своё лицо, – продолжает Евгений Астахов. – Те, кто выезжают за границу и любуются красотами тех городов, в которых сохранились здания 16-17 века, великолепная архитектура 19 века, все говорят «как здорово!» и «какие же мы козлы, что у нас этого нет!» Вопрос: а кто разрушил всё, что здесь было? Те, кто строит новые дома. Я понимаю, конечно, дома интересные. Но восстановление элементов фасада архитектурного памятника на новом здании я рассматриваю как порнографию. Лучше снесите и скажите, что здесь было и больше никогда не будет. Это как, скажем, поймать белку, грохнуть её, растянуть её шкурку, прибить к дереву и сказать «вот по этому дереву бегала такая белка, смотрите, как красиво!». Это издевательство над культурой и над историей города!»