В связи с принятием закона о саморегулируемых организациях (СРО) своими мыслями о перспективах развития строительной отрасли с Dom63.ru поделилась президент Самарской гильдии строителей, директор СК «Финстрой» Любовь Аристова.
«Я считаю закон о СРО революционным»
– В чем сегодня состоит главная проблема строительной отрасли?
– Самая большая проблема для России – это недействующая законодательная база. Законы, которые принимались в последние три-четыре года – несбалансированные, часто один противоречит другому. И принятый закон о СРО – это очередной норматив, который в том виде, в котором он принят, работать не сможет. После утверждения большинства документов приходится разрабатывать ряд дополнительных актов. Если бы законы были сразу конкретными и четкими и начинали работать с момента опубликования, у нас сегодня не было бы столько проблем.
– Тогда в чем смысл принятия данного закона?
– Несмотря на то, что его нужно дорабатывать и дополнять, все равно он – революционный. После того, как к ФЗ-315 будут приняты все дополнительные нормативные акты, мы сможем уйти, наконец, от государственного контроля строительной отрасли. Контроль будет осуществляться непосредственно профессиональным сообществом.
Саморегулируемая организация – это тот инструмент, который необходим для развития данной индустрии. Строительный бизнес – это как лакмусовая бумажка состояния экономики. И если сегодня будет совершен толчок в его развитии, мы сделаем огромный шаг для всей экономики страны. Закон о саморегулируемых организациях поможет нам это сделать.
«Быть членом СРО – это дело затратное и ответственное»
– Что конкретно дает строителям ФЗ-315?
– Закон о СРО дает не только большие полномочия, но и возлагает большую ответственность. Обманутых дольщиков больше не будет, потому что в законе четко прописана ответственность каждого члена СРО за своего партнера по ведению бизнеса. Если по каким-то причинам одна компания не может выполнить своих обязательств, остальные берут их на себя. Для этого и должен создаваться компенсационный фонд, страховаться строительно-монтажные риски. Это очень важно.
– Выходит, вступление в СРО – это обязательное условие работы компании на рынке строительных услуг?
– Становиться или нет членом СРО – дело добровольное, закон никого не принуждает. Но определенные виды работ, несущие в себе повышенную ответственность, например, за безопасность людей, по нашему мнению, должны выполняться только членами СРО. Это не значит, что никто другой не сможет заниматься строительством. Сможет, но на субподряде. Ответственность в этом случае будет нести генеральный подрядчик (член СРО), который и будет заключать договоры субподряда с мелкими компаниями, не являющимися членами СРО.
– Стать членом СРО сможет любая компания, или будут действовать какие–то критерии отбора?
– Для вступления в СРО будут разработаны четкие стандарты, и они не будут простыми. Если компания зарегистрировалась только вчера, а сегодня она хочет вступить в СРО, у нее это не получится. Должен быть опыт работы на рынке, по-мнению гильдии, он должен составлять минимум три года, и при этом компания должна ввести в эксплуатацию хотя бы 10 тысяч квадратных метров.
Также стандарты должны определять и материально–техническую базу, и финансовые показатели. Если у фирмы за последние три года – одни убытки, как она может войти в СРО! Отвечать за такую компанию своими средствами никто не захочет. А это одно из основных требований закона – создание компенсационного фонда. Но и тут наши законодатели подкачали. Минимальный размер страхового взноса, определенный законом, – 3000 рублей. Что такое 3000 рублей? Полтора квадратных метра. Мы считаем, что для 25 членов организации (а именно столько нужно собрать компаний, чтобы создать СРО) минимальный компенсационный фонд должен составлять 25 миллионов.
– По–вашему, самарские строители готовы к вступлению в саморегулируемую организацию?
– Самарская гильдия строителей уже сейчас готова перерегистрироваться как СРО, но пока мы не знаем, кто будет проводить регистрацию, кто будет вести реестр членов СРО – в законе этого нет. Сейчас готовится постановление правительства, из которого все станет ясно. Главное сегодня, чтобы хорошая идея не превратилась в «хотели как лучше – получилось как всегда».
«Лицензирование уйдет в историю»
– А как будут сочетаться саморегулирование и лицензирование?
– Это две взаимоисключающие вещи. Появятся первые саморегулируемые организации, уйдет госконтроль, исчезнет и форма государственного лицензирования. Сегодня это уже пережиток постсоветского времени. На сегодняшний день выдано порядка 8000 строительных лицензий, однако от такой проблемы, как обманутые дольщики, это не спасло. В то же время, для создания СРО необходимо объединить минимум 25 компаний. При жестких критериях отбора вступить в СРО в самарской области, думаю, смогут от 50 до 100 компаний, не больше. Вот и сравните порядок цифр.
Все выданные до недавнего времени лицензии будут действовать до окончания срока. После чего компания будет решать, в какую СРО ей вступать, и вступать ли вообще. А пока что будем работать в режиме переходного периода. Но уже однозначно то, что лицензирование уйдет в историю.
–А как тогда будет регулироваться уровень профессионализма в строительном бизнесе?
– Вместо лицензирования будут две вещи: сертификация строительных компаний и обязательная личная аттестация сотрудников строительных компаний.
– Сертификация будет обязательной?
– Сертификация, также как и вступление в СРО, – дело добровольное. Но мы настаиваем, чтобы все компании, члены саморегулируемых организаций, обязательно были сертифицированы.
«Мы решим проблему гастарбайтеров»
– Расскажите об аттестации кадров – в чем она будет заключаться?
– Каждый сотрудник строительной компании, входящей в СРО, должен быть аттестован. При этом важным критерием считается обязательное специальное образование. В законе, наконец-то, прописано, что строительным бизнесом должны заниматься люди со строительным образованием. Кроме этого, они должны проходить регулярную (раз в три года) аттестацию. Это очень важно, поскольку в последнее время рынок заполонили непрофессионалы, так называемые менеджеры широкого профиля. Но строительство – это очень сложный, специфический бизнес, требующий только специального образования.
– Это касается только специалистов с высшим образованием?
– В том-то и дело, что не только. Рабочих необходимо обучать в первую очередь. Для того, чтобы все выполнялось качественно, работодатель должен принимать только аттестованных строителей. Сварщики, каменщики, электрики, слесари должны иметь разряд. Это значит, что слесарь третьего разряда не может допускаться на работы особой важности, где требуется слесарь первого разряда.
Если закон требует использовать на стройках только аттестованную рабсилу, то вопрос с гастарбайтерами отпадает. Ведь в большинстве своем это люди, которые могут быть только подсобными рабочими.
К сожалению, пока мы не можем отказаться от их услуг, так как сегодня элементарно не хватает кадров. Сегодняшнее профессиональное образование оставляет желать лучшего: не хватает педагогов, классы не оборудованы, лекции устарели. Именно поэтому важно, что ФЗ-315 уделяет внимание аттестации кадров.
«Бизнес сам все найдет – дайте только возможность строить!»
– Каковы в связи со всем вышесказанным перспективы строительного бизнеса?
– Если закон все предусмотрит, и каждый будет работать в рамках этого закона – строительный бум нам обеспечен. Для этого сейчас все есть. Многие строительные компании Самары готовы строить в пять раз больше. Материалы, техника – бизнес сам все найдет – дайте только возможность строить.
В 2007 году в России было сдано 60 миллионов квадратных метров жилья. Прирост колоссальный. Но откуда? Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Кубань, Алтайский край. А вся остальная Россия сдала меньше, чем эти семь регионов. Значит, что-то неправильно. В Москве, Санкт-Петербурге, Татарии работают свои местные законы, и их это выручает. У нас же опять все упирается в законодательную базу. Давайте, наконец, приведем ее в соответствие. Это первое, с чем придется столкнуться новому президенту, кто бы им ни стал.
«Я не должна заниматься тем, чем должен заниматься депутат Государственной Думы»
– По-вашему, строители могут реально влиять на принятие правильных с их точки зрения законов?
– Мы считаем, что для объединения всех региональных СРО нужно создать единый орган – например, Союз строителей России. Он должен, во-первых, обладать законодательной инициативой. А во-вторых, в нем должен работать экспертный отдел, в котором бы проходили экспертное заключение все проекты законов, касающиеся строительной отрасли.
К сожалению, в последнее время произошел отрыв теории от практики. В Москве умные люди, теоретики, специалисты в области права и экономики – пишут законы. Но о реальной стройке они слышали только по телевизору. А практика, особенно в Российской действительности, может вносить существенные поправки в теорию.
В свое время, когда был принят ФЗ-214 «О долевом строительстве...», мы приглашали в Самару разработчиков этого закона на встречу со строителями. Их чуть в порошок не стерли, им задавали такие вопросы, о которых они и предположить не могли. Тогда-то стало очевидно, что без практиков писать законы нельзя! После той встречи уже совместно с нами были написаны поправки к 214 закону, которые были приняты в Государственной Думе. Никто не верил, что у нас получится, а самарские строители сделали это!
Теперь предстоит работа с ФЗ–315. В этот закон также нужно вносить изменения. Но мое мнение таково: строители не должны заниматься тем, чем должны заниматься депутаты Государственной Думы. Они должны писать грамотные законы, а мы – строить дома. Очень важно, чтобы каждый занимался своим делом.