В среду, 27 февраля, состоялось заседание Самарской гильдии строителей. Как выяснилось, груз накопившихся проблем заставляет строителей-практиков смотреть на перспективы 2008 года не так оптимистично, как чиновников отраслевых министерства и департамента.
В первую очередь, самарские застройщики озабочены свалившимися на них «долгами» по аренде земли. Некоторые из компаний оказались «должны» государству за несколько лет, в том числе за площадки, на которых дома уже не только построены, но и заселены. Это породило ряд судебных исков – как от министерства к компаниям-неплательщикам, так и от строительных компаний по поводу незаконной, по их мнению, арендной платы. Судебные тяжбы, оправдывая своё название, тянутся, дела ходят по инстанциям. К примеру, Казанский апелляционный суд вернул на повторное рассмотрение иск компании «Волготрансстрой». Единственный выход из сложившейся ситуации строители видят в том, чтобы министерство строительства и ЖКХ в лице нового министра Михаила Донского вступило в переговоры со строительными компаниями.
«Мы давно ведём переговоры с министерством о том, что увеличившаяся в среднем в 15 раз арендная плата – это очень тяжёлая ноша для строителей, – говорит председатель Самарской гильдии строителей и финансовый директор СК «Финстрой» Любовь Аристова. – Сегодня довольно тяжело работать, поскольку идет переходный период: до сих пор к принятому Градостроительному кодексу и ряду других новых законов строительная отрасль ещё не адаптировалась. А судебные тяжбы только отвлекают от работы. Сейчас в судебных процессах участвуют шесть членов гильдии, и это число будет расти. Поэтому строители – за переговоры. Наша задача – строить, а задача чиновников – нам помогать».
Строителей также беспокоит тот факт, что, несмотря на призывы правительства больше возводить жилья, реально им такой возможности не дают. Например, до сих пор не выставлена на аукцион ни одна площадка под застройку. Новый Градостроительный кодекс предписывает муниципалитетам готовить площадки к торгам, то есть производить отселение и подводить сети (газ, воду, электричество), на что у самарской мэрии не хватает средств. По закону, муниципалитет возвращает затраченные на подготовку площадки деньги продажей её с аукциона. Но, как говорил известный мультперсонаж, «чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». В такой ситуации отдавать в руки частных строительных компаний пустые участки городской земли члены гильдии считают для муниципалитета по меньшей мере нерациональным.
«Коммерческим структурам участки, свободные от ветхой застройки и прочего обременения, не должны предоставляться – ни бесплатно, ни за деньги, – считает генеральный директор «Самаражилинвест» Константин Анцинов. – Если хочешь строить – заходи в старый город, отселяй, подводи сети и строй. А на свободных участках почему бы не строить социальное жильё? Для военных, для бюджетников, для тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Я считаю, что подобные участки должно застраивать государство».
Отселение, как выяснилось, болезненный вопрос не только для жителей трущоб, но и для строителей.
«Если у всей России две беды – дураки и дороги, то у нас, строителей, свои две беды – аренда и отселение, – говорит директор СК «Куб» Ефим Вейсман. – В вопросе отселения особенно очевидной становится вся нелепость ситуации. Почти все площадки, на которых сейчас возможно строительство, выделены до 1 октября 2005 года (то есть до принятия нового Градостроительного кодекса). Все они с обременением в виде ветхих и аварийных домов. И мы готовы решать эту проблему. Мы, крупные строительные организации, имеем финансовую возможность предоставлять людям, которых мы отселяем, достойное жилье. Но после принятия нового Жилищного кодекса мы не имеем права это делать – отселять из муниципального жилья теперь могут только муниципальные или федеральные власти. Но до сегодняшнего дня и в Самаре и в большинстве других городов никто этого не делает по целому ряду причин – в первую очередь потому, что нет денег в бюджете, нет опыта, нет специалистов, чтобы этим заниматься. И получается, что мы не можем застраивать площадку, потому что в одном доме кто-то живет, а переселить его мы не можем».
Строители считают, что должен быть переходный период в действии любого закона, который бы позволял завершить начатое, не меняя правил по ходу игры. А в нынешней ситуации, когда отселение стало для них проблемой, под большим сомнением выполнение плана по вводу жилья, поставленного правительством перед строительной отраслью на 2008 год. Да и ситуация с арендной платой, когда строительные компании враз оказались должны за каждый объект десятки миллионов долларов и не могут ввести его в строй, не расплатившись, оптимизма не прибавляет.
«Министерство рубит сук, на котором сидит, – констатирует Константин Анцинов. – Ведь план оно наскребает исключительно за счёт частных компаний. Городские власти Самары в прошлом году не построили ни метра. Область не построила ни одного дома. О чём говорить?! Работают на строительном рынке только частные компании, которые смогли выжить. Какой здесь может быть прогноз?! Хорошо если 200 тысяч квадратных метров построим. Хорошо если столько же сдадим, при условии, что будет амнистия. Поэтому, беря такую непомерную арендную плату за те площадки, которые живы и строятся, государство рискует зарубить всё на корню. О какой национальной программе в такой ситуации можно говорить? Строители – единственная выжившая и самостоятельная на сегодня бизнес-структура. Зачем гробить то, что выжило? Мы готовы работать на государство. Но при этом и государство должно повернуться к нам лицом. Только тогда всё заработает».