Недвижимость Флористика в Самаре: миф или реальность?

Флористика в Самаре: миф или реальность?

Будем откровенны: флористика в Самаре не только как бизнес, но и как часть культуры пока еще в зачаточном состоянии. Да и потребитель у нас в основной своей массе, можно сказать, неопытный: подавляющее большинство покупает цветы на рынках и в киосках, бол

" src=

Будем откровенны: флористика в Самаре не только как бизнес, но и как часть культуры пока еще в зачаточном состоянии. Да и потребитель у нас в основной своей массе, можно сказать, девственный: подавляющее большинство покупает цветы на рынках и в киосках, больше радуясь яркой блестящей упаковке, чем качеству цветов и композиции букета. Небольшая часть более просвещенной и более «денежной» публики пользуется услугами цветочных салонов. И лишь узкий круг настоящих ценителей флористики как искусства знает по именам мастеров и может позволить себе заказывать авторские букеты «от кутюр». Согласитесь, не каждый способен выложить 2500 рублей за прикосновение к прекрасному, которое в лучшем случае через неделю отправится в мусорное ведро. Хотя, как показывает статистика, количество платежеспособных заказчиков, а соответственно и спрос на услуги профессиональных флористов неуклонно растет.

Язык цветов и искусство составления букетов сформировались в Европе к середине 16 века, одновременно с искусством натюрморта – ведь прежде, чем нарисовать композицию из цветов и фруктов, её нужно было сначала собрать. Впрочем, ещё средневековые ботаники охотно составляли трактаты о свойствах и символических значениях растений. И в эпоху Возрождения люди уже прекрасно знали, кому можно подарить букет белых лилий, а кому веточки розмарина и мяты – вспомните хотя бы шекспировскую Офелию. Италия, Франция, Голландия диктовали цветочную моду в 17-18 веке. В наше время Голландия по-прежнему остаётся европейским центром флористики, хотя источники последних модных тенденций всё больше сдвигаются к северу – в Финляндию, Норвегию.

Европейская флористика пришла в Россию около 15 лет назад. В Советском Союзе она существовала скорее как искусство ради искусства или как вид спорта, в котором СССР должен был побороть хронически загнивающий капиталистический запад силой духа советского человека примерно так же, как в шахматах или художественной гимнастике. И в стране были свои герои. Один из них – живая легенда отечественной флористики, многократный призер международных конкурсов, чемпион СССР 1987 года, основатель питерской студии «Цубаки» и судья международной категории Владимир Бермяков в минувшие выходные приезжал в Самару судить первый региональный конкурс профессиональных флористов и проводить мастер-класс.

Никита Дементьев и Владимир Бермяков

«Я глаз не мог оторвать, – говорит ученик мастерской The First Florist Никита Бутузов.Это не просто высокий уровень, а заоблачный».

Владимир Бермяков – инженер лесного хозяйства по образованию, начавший заниматься цветами четверть века назад, когда о флористике в России мало что знали. Он работал инженером-декоратором выставочной оранжереи ПЦПО «Цветы» и учился на собственных ошибках.

«Я не учился в школах – я проваливался на конкурсах, – рассказывает Владимир Бермяков. Первый раз я вылез на сцену на соревнованиях в Таллине. Там симфонический оркестр играет, все во фраках, в зале четыре с половиной тысячи народу... И я себе костюмчик прикупил, у меня секатор японский, я им щёлкаю. И делаю «букет для мамы» на порт-ручке. Вокруг ходят иностранные судьи и крутят пальцем у виска. А я год учился эту проклятую «спираль» делать. В то время никто букетов не делал вообще. Я пытался найти в пределах Союза, кто бы меня научил делать «спираль». Нашел одну женщину в Латвии, научился делать «спираль», даже выиграл в 1987 году первенство Союза. Но зато на тех же соревнованиях была сервировка стола – и на ней я провалился (Смеётся.). Вот так и учился. Потом выигрывал конкурсы. Потом сам стал их судить.

Я первый из русских судил кубок Европы. А теперь уже мой сын Александр выигрывает соревнования и удивляет иностранцев».

«Сейчас наши флористы достигли существенных высот, – с гордостью говорит вице-президент Национальной гильдии флористов Ирина Давыдова, – например, Ирина Тренева, которая на кубке Европы пятое место заняла. Конечно, массовая профессиональная флористика у нас ещё только на взлёте. Но это потому, что ещё очень мало времени прошло. В некоторых европейских странах данное искусство существует 70-100 лет, а у нас совсем недавно начали заниматься этим профессионально».

Сегодня российским флористам уже есть, где и у кого учиться. Во-первых, у старшего поколения. В цветочных мастерских знания и умения передаются от мастера к ученику. Хотя мастер может быть старше своих учеников всего лет на пять. Во-вторых, в школах ландшафтного дизайна, где есть специализация флористики. В основном, источники сей премудрости расположены в Москве. В столицу, словно в Мекку, едут жаждущие научиться профессиональной флористике со всей страны. Одной из самых авторитетных московских школ считается «ЭФ-дизайн».

" src=

«Очень важно чтобы люди получали базу, – считает Ирина Давыдова. – В любой профессии есть определенный уровень профессионализма. И чем более серьезен этот уровень, тем больше человек имеет возможностей выразить своё творческое начало. Поэтому мы в своей школе «ЭФ-дизайн» максимально стараемся дать грамоту людям, научить основам. У нас нет возможности сделать образовательный курс на несколько лет, потому что все сейчас торопятся жить. За год базового обучения мы не успеваем в полной мере дать возможность к каким-то большим творческим работам. Но уже в самых первых работах люди проявляют себя и мы стараемся им не мешать, а помогать.

Во всём мире флористика не является вузовским образованием. Только в некоторых странах, где очень серьёзная агро-основа – Финляндия, например, Голландия – там есть в государственных вузах специализация на старших курсах. А в основном, в Европе флорист – это средне-профессиональное образование. Но в России нет сейчас и этого.

У нас цветочное искусство развивается, как может, и, возможно, в этом есть свои плюсы. И хотя все хотят, чтоб оно заняло место в государственном реестре профессий, я не берусь судить, насколько мы к этому готовы. Но профессия реально востребована, специалистов не хватает – в Москве сейчас вообще большой голод – все говорят «Где взять флористов?»

Ещё более удручающая ситуация сложилась в Самаре. Тем более что наш регион вообще зияет белым пятном на карте отечественной флористики».

" src=

«Так получилось, что Самара выпала из контекста российской флористики, – сожалеет директор «Садового центра Веры Глуховой» Вера Глухова (фото). – Очень хорошая школа флористики в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге,Уфе. В Ярославле проводится конкурс на кубок губернатора, в котором участвуют городская и областная администрация. А Самара как будто выпала. В Москве не знают самарских спецов – они не принимают участия в соревнованиях. У нас много талантливых интересных мастеров – но они не на слуху. Общий же уровень флористов в Самаре всё-таки не так высок, как в Москве или в Питере. Есть отдельные люди, которые давно работают, которые очень талантливы. Но в общем, если посмотреть рынок, посмотреть уровень работников данной индустрии, то я, например, столкнулась с тем, что их просто нет! Я сейчас открыла новый магазин – и у меня нет людей, которые могли бы в нём работать.

Мы сейчас на базе «Садового центра Веры Глуховой» создали Школу флористов. Первое занятие провела заместитель главного редактора журнала «Цветы» Галина Кондратьева. В апреле к нам приезжает профессиональный флорист, преподаватель, который готовит профессионалов для участия в международных конкурсах – Сергей Карпунин. Он будет три дня учить составлять свадебные букеты. И в дальнейшем у нас будут только профессиональные преподаватели».

Вера Глухова уверена, что спрос на услуги профессиональных флористов зависит от предложения. Пока в Самаре не будет достаточного числа высококлассных мастеров, публика так и будет довольствоваться наспех собранными букетами в яркой упаковке.

«Как может вырасти спрос, если нет предложения? – негодует Вера Глухова. – То, что на рынке делают: упаковки «кричащие», ленточки – это ужасно! В букете должен быть виден букет, сами цветы, а не упаковка».

Словом, воспитывать надо не только профессиональные кадры, но и потребителя услуг, прививая ему вкус к настоящим произведениями флористики как искусства.

«Потенциал-то у нас есть, – уверен первый самарский флорист Никита Дементьев.– Но, конечно, московская школа всегда будет лучшее – там всё самое новое, только-только привезённое. В принципе, у нас публика не готова ко всему этому. Хотя есть люди, которые что-то понимают. Но вообще публику надо воспитывать годами».

Тем не менее, первый региональный конкурс профессиональных флористов доказал, что данное ремесло в Самаре всё-таки есть. Победителем конкурса стала самарчанка Светлана Иванова, хотя в соревновании принимали участие флористы из Казани, Димитровграда, Оренбургской области. Интересны пути, которыми люди приходят в профессию. И если пионер самарской флористики Никита Дементьев закончил биофак СамГУ, то многие мастера получили образование, далёкое от избранной, в конце концов, профессии.

«Я учился летать на вертолёте в Сызранском военном училище, – рассказывает Никита Бутузов, – потом приехал в Самару, отработал чуть меньше года. Стал учиться у Никиты Дементьева. Сейчас я работаю пивоваром в ресторане «Тинькофф», а флорист – это вторая профессия, не хобби, потому что мне это очень нравится – я думаю, что это будет моей главной специализацией».

" src=

«Я закончила авиационный институт и работала на заводе, но всегда тянулась к прекрасному, – признается директор и флорист ООО «Бутик Букетик» Наталья Серенкова (фото), – Когда ходила по киоскам друзьям букеты выбирать, то мне не нравилось, как там делают – соберут чёрт знает что, а я говорю: «Можно мы сами?» И я заметила, что у меня есть вкус, и я могу подбирать цветы. А потом случайно увидела объявление курсов флористов «Очарование» – там я училась и работала.. Потом родила, сидела в декрете, и когда ребёнку не было ещё двух лет. поехала в Москву в школу «ЭФ-дизайн» учиться. Отучилась и думаю, а что же дальше. И вот у меня сейчас маленькая мастерская, не салон даже, но мы надеемся со временем вырасти в элитный бутик».

Ну и напоследок – о модных европейских тенденциях. Насколько им соответствуют произведения, предлагаемые самарскими салонами и цветочными мастерскими – судите сами. В Европе в моде дерево как элемент букетов и цветочных композиций. Причем, чем более естественное, необработанное дерево, с сучками и жучками – тем лучше. Также в последнее время ощущается сильное влияние на европейскую флористику традиций и приёмов японской икебаны. Что касается цветовой гаммы, то последним писком моды являются зелёные оттенки – особенно актуальны зелёные розы. Также в Европе популярны букеты на разнообразных каркасах. В Самаре они тоже, наконец, входят в моду, во многом благодаря тому, что самарские флористы освоили каркасную технику.

«А я не знаю, что сейчас модно, – улыбается Наталья Серенкова. – Я делаю то, что мне нравится».

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления