Флористика в Самаре: миф или реальность?
Будем откровенны: флористика в Самаре не только как бизнес, но и как часть культуры пока еще в зачаточном состоянии. Да и потребитель у нас в основной своей массе, можно сказать, неопытный: подавляющее большинство покупает цветы на рынках и в киосках, бол
Будем откровенны: флористика в Самаре не только как бизнес, но и как часть культуры пока еще в зачаточном состоянии. Да и потребитель у нас в основной своей массе, можно сказать, девственный: подавляющее большинство покупает цветы на рынках и в киосках, больше радуясь яркой блестящей упаковке, чем качеству цветов и композиции букета. Небольшая часть более просвещенной и более «денежной» публики пользуется услугами цветочных салонов. И лишь узкий круг настоящих ценителей флористики как искусства знает по именам мастеров и может позволить себе заказывать авторские букеты «от кутюр». Согласитесь, не каждый способен выложить 2500 рублей за прикосновение к прекрасному, которое в лучшем случае через неделю отправится в мусорное ведро. Хотя, как показывает статистика, количество платежеспособных заказчиков, а соответственно и спрос на услуги профессиональных флористов неуклонно растет.
Язык цветов и искусство составления букетов сформировались в Европе к середине 16 века, одновременно с искусством натюрморта – ведь прежде, чем нарисовать композицию из цветов и фруктов, её нужно было сначала собрать. Впрочем, ещё средневековые ботаники охотно составляли трактаты о свойствах и символических значениях растений. И в эпоху Возрождения люди уже прекрасно знали, кому можно подарить букет белых лилий, а кому веточки розмарина и мяты – вспомните хотя бы шекспировскую Офелию. Италия, Франция, Голландия диктовали цветочную моду в 17-18 веке. В наше время Голландия по-прежнему остаётся европейским центром флористики, хотя источники последних модных тенденций всё больше сдвигаются к северу – в Финляндию, Норвегию.
Европейская флористика пришла в Россию около 15 лет назад. В Советском Союзе она существовала скорее как искусство ради искусства или как вид спорта, в котором СССР должен был побороть хронически загнивающий капиталистический запад силой духа советского человека примерно так же, как в шахматах или художественной гимнастике. И в стране были свои герои. Один из них – живая легенда отечественной флористики, многократный призер международных конкурсов, чемпион СССР 1987 года, основатель питерской студии «Цубаки» и судья международной категории Владимир Бермяков в минувшие выходные приезжал в Самару судить первый региональный конкурс профессиональных флористов и проводить мастер-класс.
«Я глаз не мог оторвать, – говорит ученик мастерской The First Florist Никита Бутузов. – Это не просто высокий уровень, а заоблачный».
Владимир Бермяков – инженер лесного хозяйства по образованию, начавший заниматься цветами четверть века назад, когда о флористике в России мало что знали. Он работал инженером-декоратором выставочной оранжереи ПЦПО «Цветы» и учился на собственных ошибках.
«Я не учился в школах – я проваливался на конкурсах, – рассказывает Владимир Бермяков. Первый раз я вылез на сцену на соревнованиях в Таллине. Там симфонический оркестр играет, все во фраках, в зале четыре с половиной тысячи народу... И я себе костюмчик прикупил, у меня секатор японский, я им щёлкаю. И делаю «букет для мамы» на порт-ручке. Вокруг ходят иностранные судьи и крутят пальцем у виска. А я год учился эту проклятую «спираль» делать. В то время никто букетов не делал вообще. Я пытался найти в пределах Союза, кто бы меня научил делать «спираль». Нашел одну женщину в Латвии, научился делать «спираль», даже выиграл в 1987 году первенство Союза. Но зато на тех же соревнованиях была сервировка стола – и на ней я провалился (Смеётся.). Вот так и учился. Потом выигрывал конкурсы. Потом сам стал их судить.
Я первый из русских судил кубок Европы. А теперь уже мой сын Александр выигрывает соревнования и удивляет иностранцев».
«Сейчас наши флористы достигли существенных высот, – с гордостью говорит вице-президент Национальной гильдии флористов Ирина Давыдова, – например, Ирина Тренева, которая на кубке Европы пятое место заняла. Конечно, массовая профессиональная флористика у нас ещё только на взлёте. Но это потому, что ещё очень мало времени прошло. В некоторых европейских странах данное искусство существует 70-100 лет, а у нас совсем недавно начали заниматься этим профессионально».
Сегодня российским флористам уже есть, где и у кого учиться. Во-первых, у старшего поколения. В цветочных мастерских знания и умения передаются от мастера к ученику. Хотя мастер может быть старше своих учеников всего лет на пять. Во-вторых, в школах ландшафтного дизайна, где есть специализация флористики. В основном, источники сей премудрости расположены в Москве. В столицу, словно в Мекку, едут жаждущие научиться профессиональной флористике со всей страны. Одной из самых авторитетных московских школ считается «ЭФ-дизайн».
«Очень важно чтобы люди получали базу, – считает Ирина Давыдова. – В любой профессии есть определенный уровень профессионализма. И чем более серьезен этот уровень, тем больше человек имеет возможностей выразить своё творческое начало. Поэтому мы в своей школе «ЭФ-дизайн» максимально стараемся дать грамоту людям, научить основам. У нас нет возможности сделать образовательный курс на несколько лет, потому что все сейчас торопятся жить. За год базового обучения мы не успеваем в полной мере дать возможность к каким-то большим творческим работам. Но уже в самых первых работах люди проявляют себя и мы стараемся им не мешать, а помогать.
Во всём мире флористика не является вузовским образованием. Только в некоторых странах, где очень серьёзная агро-основа – Финляндия, например, Голландия – там есть в государственных вузах специализация на старших курсах. А в основном, в Европе флорист – это средне-профессиональное образование. Но в России нет сейчас и этого.
У нас цветочное искусство развивается, как может, и, возможно, в этом есть свои плюсы. И хотя все хотят, чтоб оно заняло место в государственном реестре профессий, я не берусь судить, насколько мы к этому готовы. Но профессия реально востребована, специалистов не хватает – в Москве сейчас вообще большой голод – все говорят «Где взять флористов?»
Ещё более удручающая ситуация сложилась в Самаре. Тем более что наш регион вообще зияет белым пятном на карте отечественной флористики».