В среду самарское представительство ИА «Росбалт» собрало людей, для которых словосочетание «реформа ЖКХ» не пустой и загадочный набор звуков, как для большинства населения России. Обсуждение ими проблем реализации реформы привело к парадоксальным выводам.
То, что реформа ЖКХ ощутимо буксует, ни для кого не секрет. Разобраться в причинах пытались областные и муниципальные чиновники, члены общественного совета по вопросам реформирования ЖКХ при главе города Самары, председатели ТСЖ.. Проблемы реформы обозначил председатель рабочей группы по реформированию ЖКХ при правительстве Самарской области Виктор Часовских. Первой из них он назвал чрезвычайно низкую информированность населения о самой сути реформы – как в целом по стране, так и в Самарской области.
«На мой взгляд, люди просто-напросто не знают ничего об этой реформе, – посетовал Виктор Часовских, – не знают они и о том, что согласно новому жилищному кодексу существуют три формы управления жилыми домами, а также о том, какие это способы, чем они различаются... Создание ТСЖ – наш самый больной вопрос. Порядок регистрации, порядок создания, взаимоотношения с поставщиками услуг, с жителями – всё это необходимо разъяснять».
Ещё одна проблема – управляющие компании. Там, где жители самостоятельно не определились с выбором формы управления (что должно было произойти до 1 мая текущего года), муниципалитетом были назначены управляющие компании путём открытых конкурсов. Причем, как отметила уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова, процесс этот вызвал много жалоб на порядок проведения торгов со стороны участников конкурса. Подобные нарушения наводят на мысль о том, что победитель конкурса был назначен заранее. Особенно много нареканий вызвали торги в Кировском и Промышленном районах Самары. Некоторые участники намерены в судебном порядке обжаловать решение о выборе УК.
«Открытые конкурсы по выбору управляющей компании – это экстренная мера, – считает консультант главного управления реформирования ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Самарской области Светлана Туманова. – Можно сказать, это насильственная мера. Основной смысл реформы ЖКХ – вывести муниципальные структуры из числа посредников по предоставлению жилищных услуг. Поэтому эта мера была необходима».
Поступают жалобы и от жителей на порядок заключения договоров с назначенными управляющими компаниями. Член общественного совета по вопросам реформирования ЖКХ при главе города Самары Надежда Курапова уверена, что проблем с договорами между УК и жителями не возникло бы, если бы было проведено общественное обсуждение и был принят тот договор, который понятен жильцам.
Одновременно с этим качество услуг, оказываемых населению новыми управляющими, как показывает практика, мало чем отличается от качества услуг прежних муниципальных предприятий типа ДЭЗ или ПЖРТ. Что неудивительно, если учесть, что управляющими компаниями во многих случаях стали те же самые муниципальные предприятия, просто переоформившиеся в ООО или ЗАО.
Управляющие компании, по мнению президента Ассоциации предприятий строительного комплекса «СредВолгСтрой» Сергея Кузнецова, на деле совсем не то, чем кажутся и чем должны быть: вместо того чтобы, подобно западным аналогам, быть соинвесторами жилого фонда, УК фактически стали ещё одним посредником между поставщиками коммунальных услуг и собственниками жилья.
«Управляющие компании сегодня – пустое место, – уверен Сергей Кузнецов. – Сейчас они сидят и распиливают бюджет, то есть занимаются совсем не тем, для чего создавались».
Как отмечали практически все участники дискуссии, большинство проблем возникает из-за того, что у реформы отсутствует законодательная база – как на местном, так и на федеральном уровне.
«Сначала необходимо было создать нормативную базу и только потом побуждать народ на создание ТСЖ, – уверена член общественного совета по вопросам реформирования ЖКХ при главе городского округа Самары Вера Романюк. – А у нас получилось, что телегу поставили впереди лошади».
«Мы вносили свои предложения в Самарскую губернскую думу по принятию законодательных актов, необходимых для эффективного проведения реформы, – говорит Виктор Часовских. – На федеральном уровне необходимо внести поправки в Жилищный кодекс и принять закон о деятельности ТСЖ, потому что Жилищный кодекс регулирует далеко не все вопросы деятельности ТСЖ. На региональном и муниципальном уровнях также необходимо принятие нормативно-правовых актов, в том числе таких, которые описывали бы порядок передачи технической документации и земельных участков товариществам собственников жилья».
Сейчас же при отсутствии чёткой и подробной законодательной базы передача жилого фонда товариществам собственников жилья оказывается практически невозможной, поскольку не прописан порядок этой передачи и не указаны ответственные за это лица. Председатели ТСЖ жалуются, что при попытке получить документы на домовое имущество они получают отказ от муниципальных структур: никто не может (или не хочет) взять на себя ответственность подписать подобные документы. Примечательно, что в таких городах, как Санкт-Петербург, Иваново и Волгоград муниципалитетами уже давно приняты постановления, регулирующие процесс создания ТСЖ и передачи им жилого фонда. В Самаре же аналогичной законодательно-правовой базы нет. И пока её не будет, говорить о реформе ЖКХ, по мнению отдельных участников дискуссии, просто не имеет смысла.
Фото: Фото автора