На состоявшемся в четверг пленарном заседании самарской городской думы депутатами были одобрены изменения в бюджете на 2008 год. В том числе был принят реестр дополнительных расходов, большую часть которых планирует освоить городской департамент городского хозяйства и экологии.
Напомним, что основной смысл реформирования ЖКХ и передачи жилого фонда в управление частным компаниям в том, чтобы вывести муниципальные структуры из числа посредников между гражданами и поставщиками коммунальных услуг и привлечь частные инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство.
Однако, несмотря на то, что жилой фонд Самары уже «разобран» управляющими компаниями (на 5% выбранными собственниками жилья и на 95% – назначенными по результатам конкурса), город продолжает инвестировать деньги как в объекты капитального строительства, так и в капитальный ремонт. Так в придачу к 680 млн рублей, выделенным из городского бюджета на ремонт жилого фонда в 2008 году, горадминистрация запросила дополнительно 15 миллионов 925,5 тысяч рублей на капитальный ремонт 24 лифтов. Ещё 50 миллионов город планирует потратить на установку в 200 муниципальных домах приборов учёта потребления тепловой энергии, а также горячего и холодного водоснабжения. Делается это для того, объясняют специалисты департамента, чтобы к 2010 году, когда вся тяжесть коммунальных платежей ляжет на плечи граждан, они могли платить только за то, что реально потребили. Правда, сомнительно, что муниципалитет сможет решить эту проблему, устанавливая по 200 счетчиков в год.
Что же касается компаний, получивших в управление многоквартирные дома Самары, то предполагалось, что они станут инвестировать средства в ремонт управляемого ими имущества и тем самым приведут жилфонд в порядок. То есть сделают то, на что у города хронически не хватает средств.
«Когда разрабатывали систему реформирования ЖКХ, – поясняет председатель рабочей группы по реформированию системы ЖКХ при правительстве Самарской области Виктор Часовских, – то в отношении управляющих организаций задумывалась такая идея: управляющие компании придут, начнут работать, начнут инвестировать средства – то есть приводить жильё в порядок – и только после этого получать прибыль. Это называется «длинные деньги». Но пока, к сожалению, управляющие компании пользуются только теми средствами, которые мы сдаём. Это не решение вопроса. С такой постановкой вопроса мы ничего не сделаем, не приведём дома в порядок».
Управляющие компании не спешат вкладывать средства по нескольким причинам. Во-первых, большинство из них – это бывшие муниципальные предприятия, которые на скорую руку перерегистрировались в ООО с символическим уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Во-вторых, договор управляющей компании с ТСЖ или непосредственно с собственниками жилья, согласно Жилищному кодексу, заключается на год – и гарантий, что он будет продлён, никаких.
«Ни одна компания при заключении договора на один год не будет вкладывать деньги, – уверен руководитель управления содержания и эксплуатации жилищного фонда Самары Сергей Гавриш. – Уже есть прецедент в Москве, когда управляющая компания пришла с деньгами, произвела на свои средства ремонт жилого дома, а жильцы по истечении года отказались платить за него, расторгли договор с компанией и создали ТСЖ».
Как считают эксперты, это тенденция. Столкнувшись с деятельностью управляющих компаний, граждане стали активнее создавать ТСЖ и брать управление в свои руки. Только в основном это происходит не от нежелания расплачиваться за оказанные услуги, а от нежелания платить за неоказанные.