Рынок риэлтерских услуг в Самаре представляет собой довольно впечатляющую картину. Компаний много, услуг тоже. Да и самой недвижимости, которая продается или сдается в аренду вроде бы предостаточно. Только вот подводных камней избегать у многих практически не удается. О том, какая ситуация сложилась на самарском рынке риэлтерских услуг и стоит ли доверять известным в этой сфере брэндам рассказывает Дмитрий Семиков, директор ООО «АН-Дельта».
- Насколько насыщен самарский рынок риэлтерских услуг? Каков его потенциал роста?
- Этот рынок следует признать вполне насыщенным, однако число фирм, занимающихся подобным бизнесом из года в год растет. Потенциал роста их числа связан с наличием значительного количества риэлтеров, получивших опыт работы в других фирмах, но не желающих больше работать «на хозяина», а стремящихся к самостоятельному заработку.
Отсюда отсутствие разнообразия в работе риэлтерских фирм, поскольку опыт и методы работы перетекают вместе со специалистами из одной компании в другую. Вместе с тем конкуренция за клиентскую базу заставляет многие агентства недвижимости
задумываться о качестве и количестве предоставляемых услуг.
- За счет чего привлекают клиентов небольшие местные компании? Насколько тяжело им соперничать с крупными федеральными сетями?
- Крупные агентства, делающие большие вложения в рекламу и в значительной степени за счет этого выигрывающие борьбу за клиента, имеют несомненное преимущество перед мелкими фирмами. Небольшим частным компаниям приходится привлекать клиентов за счет увеличения объема оказываемого внимания, т.е. на первое место выходит человеческий фактор, стремление «облизать» клиента, чем пренебрегают их крупные конкуренты, во главу угла ставящие конвейерный метод работы.
- Может ли человек совершать сделки по купле-продаже недвижимости без привлечения специалистов-посредников? Правилен ли такой подход?
- Любой человек вполне способен совершить сделку по купле-продаже недвижимости без участия специалиста-посредника. Однако доля таких сделок от общего объема рынка невелика. Большинство людей вполне правомерно старается привлечь к работе специалиста, знающего, что и как делать в той или иной ситуации, возникающей в процессе сделки. Желание сэкономить может привести к обратному. Все-таки профессионал все делает гораздо качественнее.
- Много ли еще в Самаре так называемых «черных риэлтеров» или «черных маклеров»? Как на них можно «нарваться»?
- Смотря что понимать под понятием «черный риэлтер» и «черный маклер». Если работающего самостоятельно, без фирмы, риэлтера, то такие на самарском рынке есть и немало. Если же речь идет о явных бандитах, использующих в работе соответствующие методы, то таких значительно меньше, но есть и они. Чтобы не «нарваться» на таких, как раз и нужно обращаться не к первому попавшемуся в объявлениях, а в фирмы, зарекомендовавшие себя многолетней качественной работой с клиентами.
Любая сделка с недвижимостью в силу высокой стоимости последней привлекательна для аферистов. Особенно в том случае, если рядом нет опытного специалиста, что еще раз подтверждает необходимость обращения к профессиональным риэлтерам.
- Насколько выгодно сотрудничать с крупными компаниями? Могут ли они применять не совсем выгодные для клиента схемы, действовать исключительно в своих интересах?
- Сотрудничество с крупными компаниями, против ожидания, часто невыгодно клиенту, поскольку расценки на те или иные виды работ в крупных фирмах значительно выше, чем в небольших агентствах. В их работе все направлено на получение максимальной выгоды для фирмы, а клиент выступает средством достижения таковой.
Поэтому при выборе риэлтерского агентства следует внимательно изучить как перечень оказываемых услуг, так и расценки на эти услуги, перечитать агентский договор с целью определения, нет ли в нем подводных камней типа огромных штрафных санкций в случае его расторжения.
Крупные агентства отказываются вносить изменения в типовые договора по требованию клиента. Небольшие же фирмы могут себе это позволить.
Все это заставляет внимательно подумать о степени доверия крупным брэндам в сфере недвижимости. К сожалению, на самарском рынке присутствуют крупные фирмы, чьи названия уже стали «притчей во языцех» и многие обратившиеся туда клиенты заявили, что больше такой ошибки не совершат.