Наступает то время, которое на языке бизнесменов принято называть сезоном низкой деловой активности. Лето для многих сфер бизнеса становится мертвым сезоном. Это во многом связано с летними отпусками и каникулами, которые себе устраивают наши соотечественники. Традиционно за летним спадом в сделках с недвижимостью всегда прогнозируют повышение покупательского спроса. Обычно спрос оживляется ближе к сентябрю. Однако вполне вероятно, что экономический кризис, из-за которого мертвый сезон у риелторов начался заметно раньше, отложит рост числа сделок еще на несколько месяцев.
По информации московской компании Doki, весна для риелторов стала своеобразной посткризисной оттепелью. Как констатирует издание «Взгляд», в марте количество сделок возросло по сравнению с февралем на 48 процентов в эконом-классе, на 23 процента в бизнес-классе и на 16 процентов – в элитном. В апреле также наблюдался рост сделок, однако это – лишь следствие работы, начатой в первом квартале 2009 года. Так что уже в марте активность покупателей начала сходить на нет. Опыт столичной компании Doki показывает, что количество просмотров объявлений и звонков в мае уменьшилось по сравнению с апрелем на 17 процентов, а интерес к новостройкам к началу лета и вовсе упал на треть.
Причины спада потребительского интереса нынешним летом кроются не только в сезонности. Еще пару лет назад наступление лета риелторов ничуть не пугало – все шло своим чередом. Агентства недвижимости работали на таких видах услуг, как приватизация, сделки обмена, которые сегодня набирают былую популярность, оформление договоров дарения, наследства. Но, судя по всему, нынешним летом риелторам придется уделить вышеназванным видам услуг особое внимание.
Впрочем, для некоторых агентств недвижимости с приходом июня мертвый сезон еще не наступил. Так, генеральный директор «Агентства недвижимости Ивановой Дарии» Дария Иванова отмечает: если весной надо было записываться в регпалату на сделку за два-три дня, то сейчас это приходится делать за неделю. Эксперт соглашается с тем, что многие компании поменяли технологию своей работы. «Все большую популярность и востребованность получают сделки обмена, когда выстраиваются своеобразные цепочки, – говорит Дария Иванова. – Поскольку сделки купли-продажи жилья отошли на задний план, агентства недвижимости стремятся оказывать новые виды услуг. Например, приватизацию жилья в свое время риелторы брали неохотно – дело очень трудоемкое и при этом недорогостоящее. Сегодня риелторы охотно оказывают этот вид услуги. К тому же срок бесплатной приватизации подходит к концу, людям надо успеть стать собственниками квартиры. То же самое можно сказать и о перепланировке жилья. Агентства недвижимости стали оказывать и этот вид услуг. Таким образом, риелторские компании расширяют перечень предлагаемых услуг. Появились и новые правила игры. Например, в докризисные времена при продаже квартиры не разрешалось параллельно сдавать ее в аренду. Сегодня ситуация изменилась. Человек, продающий свою квартиру, может одновременно сдать ее, пока объект не продастся. Это и ему дополнительные деньги, и риелтору. И квартира не простаивает».
Традиционное восстановление потребительского спроса на недвижимость оптимистично настроенные риелторы ожидают к сентябрю-октябрю. Однако произойдет это или нет, по-прежнему остается вопросом открытым.