Корпорация «Авиакор» является одной из крупнейших на строительном рынке Поволжья. В её состав входят собственный завод по производству железобетонных изделий, а также строительный, проектный и производственные департаменты. Здесь не говорят о кризисе, а находят пути эффективной работы в сложившейся ситуации и демонстрируют уверенную динамику роста продаж. О продукции компании, планах и секретах успешной работы корреспонденту Dom63.ru рассказал коммерческий директор корпорации Дмитрий Чариков.
– СК «Авиакор» успешно функционирует на рынке Самары, несмотря на кризис. В чём секрет этого успеха?
– Среди самарских операторов рынка недвижимости в последнее время присутствует скорбь и некая ностальгия по времени, когда всё было хорошо, а сейчас вдруг всё стало плохо. В этой связи было бы логичней говорить о том, что стало не плохо, а сложнее. От компаний, которые хотят сохранить свои позиции, требуется адаптироваться под эти более сложные реалии дня сегодняшнего, то есть, перестроить бизнес-процессы, реорганизовать структуру. И те компании, которые этого делать не хотят или не могут, постепенно будут уходить с рынка, вытесняться более сильными. Кризис – это как раз то время, которое позволяет сильным стать ещё сильнее, а слабым – ещё слабее. Более того, кризис заставил решить три основных составляющих успешности. Во-первых, это качество менеджмента. Ещё в недавнем прошлом оно оставляло желать лучшего у подавляющего большинства игроков рынка: использовались примитивные технологии, был низкий уровень профессионализма. На сегодняшний день все дилетанты должны быть отсеяны. Должна быть жёсткая система мотивации, адаптации, квалификационного соответствия. Всего этого в большинстве компаний, в отличие от «Авиакора», не было.
Вторая составляющая – это наличие маркетинга и, как следствие, жизнеспособных маркетинговых технологий. Это не только мероприятия, направленные на презентацию товара, но и ещё гораздо более сложная работа, связанная с оценкой рисков, сильных и слабых сторон компании, оценкой возможностей и потребностей граждан. Мы должны чётко знать, какие есть тенденции, что меняется, мы должны предложить тот товар и в том виде, который на сегодняшний день является наиболее востребованным у покупателя.
– В связи с этим вопрос о том, какие маркетинговые ходы предпринимает «Авиакор»?
– Мы расширили продуктовую линейку. Сегодня сложилась ситуации дефицита денежных средств у потребителей, но при этом потребность в улучшении жилищных условий удовлетворена, по оценкам специалистов, максимум на 15%. То есть, спрос есть, но нет возможностей. В связи с этим мы разработали программу, которая способна удовлетворить этот спрос. Речь идёт о так называемой зачётной схеме – обмен старого жилья на новые квартиры, построенные в жилых комплексах СК «Авиакор». Взаимозачёты сегодня предлагают многие строительные компании. Но мне бы здесь хотелось подчеркнуть, что если в большинстве этих компаний разговор начинается с реализации старого жилья, то в корпорации «Авиакор» он начинается с оформления новой квартиры. Это по сути возвращение на рынок старого, живого до сих пор и основного, наверное, на сегодняшний день инструмента – обмена. На оставшуюся часть денег – доплату – мы предоставляем рассрочку до одного года. Тем гражданам, которым этого срока недостаточно, в рамках сотрудничества со «Сбербанком» могут оформить ипотечные кредиты на достаточно выгодных на сегодняшний день условиях (программа Сбербанка «Ипотека+», которая реализуется в рамках сотрудничества с нашей корпорацией).
Кроме того, мы предлагаем несколько вариантов отделки: черновая отделка, следующий уровень – «предчистовая», когда покупатель может осуществить минимум каких-то работ своими силами, и чистовая отделка – это полностью готовая к жизни квартира. Последний уровень отделки на данный момент является самым популярным. Большинство наших сегодняшних клиентов приобретают жилье для себя, для того, чтобы сразу в нем жить. Люди хотят с минимумом дополнительных временных и финансовых затрат переехать в новую квартиру. И здесь наше предложение как нельзя кстати. Черновая и «предчистовая» отделка – это варианты для тех, кто либо хочет самостоятельно сделать эксклюзивный дизайн квартиры, либо приобретает жилье с инвестиционной целью (последних до кризиса было достаточно много, и поэтому черновая отделка была столь популярна).
– Расскажите о программе предоставления жилья по цене, установленной государством.
– Этот инвестиционный продукт мы разработали в рамках программы «Достойное жильё по доступной цене». С октября этого года началось строительство следующей очереди ЖК «Самара» на пересечении Стара Загора и Георгия Димитрова. Сегодня уже построено достаточно много – несколько этажей. «Авиакор» строит быстро и очень быстро. Мы планируем в следующем году не только построить, но и сдать дом. В рамках программы покупателям предлагается инвестирование денежных средств в квадратные метры по цене, рекомендованной Минэкономразвития, не выше 30 тыс. за кв. м. По такой цене можно приобрести до 50% от всей площади квартиры. Оставшиеся 50% будут приобретаться, когда мы официально объявим о начале продаж, уже по цене, зафиксированной в прайсе. Это достаточно интересное предложение. Подтверждением является тот факт, что на сегодняшний уже практически в 50% квартир третьей очереди комплекса инвестиционные метры выкуплены.
– Как известно, «Авиакор» обладает своими ресурсами, производственной базой. Это является важным преимуществом.
– Это как раз и есть третий фактор, влияющий на успешность работы. В «Авиакоре» наличествуют ресурсы, позволяющие производить работы полного цикла – от проектирования до сдачи объектов в эксплуатацию. У нас есть собственное производство оконных конструкций, металлоконструкций, собственный завод по производству железобетонных изделий, уникальный в масштабах всей страны. Он производит продукцию, использование которой позволяет значительно снизить себестоимость строительного процесса за счет сокращения времени возведения здания и целого ряда других факторов. Речь идет о технологии сборного каркаса. На сегодня это одна из самых передовых технологий возведения зданий. Кроме сокращения сроков строительства и себестоимости строительного процесса мы добиваемся существенного повышения качества жизни в домах, построенных по данной технологии.
– Есть ли у корпорации какие-то проекты, внедрение которых планируется в ближайшее время?
– Есть такое выражение: «Хочешь насмешить бога, расскажи о своих планах». Естественно, не хотелось бы рассказывать. Но я уже могу сказать, что мы планируем визуализацию своего бренда путём открытия в январе-феврале 2010 года ещё одного представительства корпорации «Авиакор» в рамках торгового дома, предлагающего продукты компании. Договор подписан, уже сейчас можно сказать, что представительство будет располагаться на Московском шоссе – одной из основных магистралей города с огромным трафиком. Сейчас мы занимаемся подбором и обучением персонала, техническими вопросами, вопросами оптимизации системы управления, взаимодействия этих офисов. Что касается маркетинговых стратегий, то здесь сейчас ведётся ряд переговоров на 2010 год. Мы планируем продолжать строить – много, быстро, и в этой связи будем под каждый проект разрабатывать свои некие элементы продвижения и привлекательности продукции.
– Квартиры в каких объектах может сегодня предложить корпорация? Какова их география?
– Уже давно сложилось так, что «Авиакор» отказался от точечной застройки и предпочитает комплексную квартальную застройку, уделяя внимание инфраструктуре. В планах дальнейшей работы корпорации – начинать работу над проектом с обеспечения территории, в первую очередь, объектами социальной инфраструктуры – детскими садами, школами, магазинами. Что касается жилого комплекса «Самара» – это район Стара-Загора и Димитрова. Другой жилой комплекс у нас находится на ул. Ставропольской, 4. Сейчас речь идёт об освоении нового квартала. Более того, мы сейчас ведём переговоры по поводу приобретения новых земельных участков под строительство. У «Авиакора» есть планы, перспективы и, самое главное, возможности. Мы сегодня не спасаем ситуацию, а продолжаем развиваться. В качестве доказательства могу сказать, что при сокращении расходов в других компаниях (персонала, зарплат, расходов на рекламу) строительная корпорация «Авиакор» наращивает эти мощности.
– Расскажите о планах корпорации, касающихся коммерческой недвижимости.
– На сегодняшний день в планах компании освоение ниши, связанной с брокериджем коммерческой недвижимости. Ситуация с торговыми центрами, которую мы имели раньше, строилась по принципу «на авось»: главное – построить, а уж кого туда завлечь, это мы придумаем всегда. На самом деле все вопросы, связанные с привлечением инвестора, начинаются с чёткого понимания, какой это будет торговый или офисный центр, какова будет его концепция, какие бренды будут его заполнять. С ними должны быть предварительно подписаны все договоры, решены все технические и политические вопросы. И потенциальному инвестору должен презентоваться по сути уже готовый проект, имеющий некую рентабельность. Эта ниша в Самаре была, в общем-то, не занята. В основном, для такой работы приглашались московские или питерские компании. Поэтому в планах корпорации есть создание подразделения, занимающегося коммерческой недвижимостью.
– Повлиял ли кризис каким-то образом на планы корпорации, что плохого он с собой принёс?
– Ничего плохого. Кризис – это на самом деле время хорошее. Когда всё хорошо, это тоже плохо: появляется некая расслабленность, вальяжность, совершенно вредная. Кризис позволяет держать себя в тонусе. Это как посещение тренажёрного зала: тело всегда находится в боевом рабочем состоянии, всегда происходит адекватная оценка происходящего. Кризис позволил избавиться от неэффективных менеджеров, неэффективных технологий, от неэффективной структуры продаж. На планы корпорации он не повлиял никоим образом.
– Можете подвести некие предварительные итоги работы корпорации в уходящем 2009 году.
– Статистика наших продаж как-то идёт вразрез с аналитикой компаний, позиционирующих себя как оценочные и прочее. Мы провели анализ изменения стоимости квадратного метра в течение в 2009 года и выявили тенденцию, что в наших комплексах стоимость 1 кв. м выросла. И это происходит на фоне разговоров о том, достигли ли цены на жильё своего дна или они будут падать и дальше. Падают они у тех, для кого единственным катализатором продаж является снижение цены. Но мы же прекрасно знаем, что компания, которая демпингует, тем самым явно обозначает, что у неё есть проблемы, связанные с ресурсами. Эта компания заявляет о том, что она является потенциально рисковой, а для дольщика, который приобрёл недвижимость в этой компании, повышается вероятность стать дольщиком обманутым. Стабильная, успешная компания, которая обладает собственными ресурсами, имеет возможность не заниматься ценовым популизмом. Что касается «Авиакора», то с начала года продажи корпорации выросли в четыре раза. В частности, в третьем квартале по отношению ко второму они повысились в три раза.