Октябрьский районный суд Самары приговорил к трем годам и двум месяцам лишения свободы в колонии-поселении создателя ООО «Европейская финансовая группа – Самара» Сергея Акташева. Строительная пирамида привлекала средства от населения, обещая предоставить своим инвесторам квартиры в рассрочку. Собрав деньги, компания исчезла. Ущерб от деятельности «Европейской финансовой группы» составил свыше 57 миллионов рублей. Количество пострадавших – около 440 человек.
ООО «Европейская строительная группа – Самара» было создано в 2003 году. Офисы по работе с клиентами фирма открывала в период с декабря 2003 года по ноябрь 2004 года.
Началу работы финансовой пирамиды предшествовала активная рекламная компания. «Европейская финансовая группа» привлекала средства от жителей Самары, Тольятти и других городов области, обещая быстро предоставить доступное жилье в собственность при минимальном взносе по схеме, схожей с ипотекой. Менеджеры компании рассказывали клиентам, что инвестирование осуществляется банками Германии. При этом, вложив в «Европейскую финансовую группу» несколько тысяч рублей, можно было получить квартиру с долгосрочным погашением кредита – до 20 лет под 6,5 – 9,5% годовых в евро.
Руководил ООО «Европейская финансовая группа» уроженец Кировской области Сергей Акташев, который специально прибыл в Самару для организации пирамиды. В ходе следственных мероприятий было установлено, что Акташев жил и руководил предприятием по поддельному паспорту – под именем Александра Зельманчука. От имени компании Сергей Акташев и его сообщники заключали с жителями Самарской области договоры об участии в инвестиционной жилищной программе. Затем через специальные банковские счета, открытые на основании фиктивных документов, предприниматели получали от граждан денежные средства, которые обналичивали через банкоматы других государств – Эстонии, Германии, Украины и Белоруссии.
Не получив обещанного жилья, клиенты обращались в фирму с просьбой вернуть им деньги, однако получали отказ. Впоследствии в правоохранительные органы обратились десятки обманутых граждан, которые, вложив в «Европейскую финансовую группу» деньги, так и не получили квартир. Компания же попросту исчезла: ее офисы были закрыты.
В результате проведенных следственно-оперативных мероприятий личность Акташева была установлена. 12 сентября 2005 года было вынесено постановление об объявлении преступника в международный розыск. Ему инкриминировалось сразу несколько статей: мошенничество, лжепредпринимательство, легализация денежных средств, полученных преступным путем, организация преступного сообщества и использование заведомо подложных документов. Предприниматель был арестован спустя два года – 13 сентября 2007 года – полицией города Таллина республики Эстония. А в сентябре 2008 года Акташева экстрадировали в Россию.
Об уголовном деле, расследование которого закончилось в марте 2009 года, рассказал журналистам начальник ГСУ при ГУВД по Самарской области Юрий Супонев. По данным ведомства, от преступных действий мошенника пострадало около 440 человек. Ущерб от деятельности финансовой пирамиды составил более 57 миллионов рублей.
После окончания расследования уголовное дело с обвинительным заключением было направлено в Октябрьский районный суд, который приговорил Акташева к трем годам и двум месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Он признан виновным по части 3 статьи 327 (использование заведомо подложных документов), части 2 статьи 159 (мошенничество) и части 3 статьи 174.1 (легализация денежных средств группой лиц по предварительному сговору) Уголовного кодекса РФ.
История с «Европейской финансовой группой» – далеко не единственная в регионе. Однако специалисты отрасли отмечают, что период сознательного создания строительных пирамид закончился: в настоящее время строительство затягивается, в основном, не по причине спланированных мошеннических действий, а в силу других факторов. Как отмечал ранее министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской, во многом упорядочило работу стройиндустрии и сделало её работу более прозрачной принятие в 2005 году Федерального закона № 214 «О долевом строительстве». Тем не менее, даже сейчас многие застройщики пытаются избежать требований закона. «Зачастую они заключают не договор долевого участия, как это положено по закону, а всевозможные предварительные договоры, договоры найма и прочее», – объяснил Павел Донской.
Вопрос о том, кто будет возмещать ущерб пострадавшим, остается открытым. «К сожалению, практика возврата денежных средств неутешительна, потому что многие подобные организации изначально строятся как пирамиды и продажа их активов не покрывает обязательства перед вкладчиками. Даже проведение процедуры банкротства может не дать положительных результатов. Поскольку часты случаи, когда через суд накладывается арест на имущество. А на поверку выясняется, что порой просто не на что его накладывать», – говорит адвокат Андрей Сучков.