В областной столице разработана концепция целевой программы «Средовой кадастр города». Она стала логическим продолжением проекта «Гостевой маршрут». В отличие от последнего концепция охватывает все районы Самары и предусматривает развитие в том числе и периферийных территорий. В следующем году планируется разработка и утверждение самой программы, а затем, в недалеком будущем, и реализация предусмотренных ею мероприятий.
В 2008 году по инициативе главы администрации Ленинского района Олега Азарова в Самаре прошла презентация проекта «Гостевой маршрут», который разрабатывался с целью создания в исторической части Самары особого маршрута по знаковым местам города для жителей и гостей областной столицы. В разработке приняли непосредственное участие преподаватели и студенты Самарского архитектурно-строительного университета. Проект вызвал большой интерес как среди специалистов, так и у обычных жителей города. Однако «Гостевой маршрут» охватывал лишь небольшую часть областного центра – несколько улиц в Ленинском и Самарском районах. В связи с этим инициаторы проекта решили создать концепцию целевой программы «Средовой кадастр города», охватывающую весь город.
Председателем комиссии по разработке концепции стал глава администрации Ленинского района Олег Азаров, заместителем председателя – ректор СГАСУ Михаил Бальзанников. Также в состав комиссии вошли руководитель городского департамента строительства и архитектуры Михаил Бурнаев и заведующая кафедрой «Дизайн» СГАСУ, профессор, доктор архитектуры Татьяна Каракова.
В конце ноябре, после проведенной в течение года работы, члены комиссии высказались за принятие разработанной концепции. По словам Олега Азарова, ее материалы уже направлены главе города Виктору Тархову, а в следующем году будет разработана сама программа, которую затем должны будут принять депутаты городской думы.
Во вторник, 22 декабря, члены комиссии рассказали журналистам о проделанной работе. Программа состоит из множества разделов: цветовая карта города, цветовой дизайн городской среды и гостевых машрутов, дислокация торгово-обслуживающих пунктов на территории города, объекты арт-дизайна, городская скульптура, наружная реклама, витрины и другое. Как отметила Татьяна Каракова, программа предусматривает развитие всех территорий Самары, в том числе и создание комфортной среды в периферийных районах города.
По словам разработчиков концепции, меры, предусмотренные в ней, не потребуют больших денежных вложений. «Порой можно облагородить среду средствами, не требующими колоссальных финансовых затрат. Когда какой-нибудь кирпичный дом очень умело облицовывают сайдингом, озеленяют территорию вокруг дома, устанавливают какие-то малые формы, среда уже облагораживается», – отметила Татьяна Каракова.
Эксперт рассказала о создании цветовой карты города, которая учитывает специфику каждого района – исторического центра, насыщенного объектами культуры, памятниками, или периферийных территорий с серой, гомогенной средой. Цветовая карта предусматривает, в частности, что предприниматели, создающие объекты бизнеса, должны согласовывать их дизайн и оформление с администрациями районов, специалистами с тем, чтобы новые магазины и офисы гармонично вписывались в окружающую среду, не нарушали общее оформление фасада здания. То же самое касается и цветового оформления рекламных объектов. Как отметила Татьяна Каракова, программа будет предусматривать и ограничение количества рекламы на улицах города.
По словам Михаила Бальзанникова, проект направлен на сохранение и приумножение индивидуальных особенностей города, которыми восхищаются туристы. В качестве примера таких особенностей ректор СГАСУ привел двойные названия улиц – исторические и современные. «Программа будет включать в себя множество положений, например, о том, как правильно выделить гостевые маршруты не только по одному-двум районам, но и по всему городу, как разместить площадки для отдыха жителей города, транспортные схемы и так далее», – рассказал Михаил Бальзанников.
Как отметил Олег Азаров, проект повлечет за собой развитие экономики города, приток инвестиций: в частности, он подскажет предпринимателям, где выгоднее и удобнее разместить объекты бизнеса.
По словам разработчиков, цель программы – диагностировать имеющиеся в городской среде проблемы, разрабатывать конкретные задачи по благоустройству города. А выполнение этих задач будет возлагаться уже на отраслевые департаменты и районные администрации.
Фото: Коллаж Егора КРИВОРУКОГО