Департамент городского хозяйства мэрии Самары разработает критерии оценки деятельности управляющих компаний, занимающихся обслуживанием жилого фонда. Туда войдут, в частности, такие показатели, как количество жалоб, поступивших обращений от жилищной инспекции, надзорных органов, а также наличие технической базы. Эксперты связывают активизацию работы над проблемой эффективности деятельности УК с переделом рынка: в 2010 году истекают трехлетние договоры по обслуживанию жилого фонда у нескольких управляющих компаний. Большинство жителей Самары работой нынешних управляющих организаций недовольны.
Жилищный фонд Самары сегодня обслуживают 25 управляющих организаций. Из них пять – совершенно новые, ранее не занимавшиеся обслуживанием жилого фонда. Организации борются за дома, настойчиво рекламируя свою деятельность. «Например, сейчас идет передел в Красноглинском районе. Приходят новые управляющие компании, в частности, ОАО «Мой город», многие дома переходят на баланс ТСЖ. Чаще всего жители отказываются от услуг ООО «Жилкомсервис». Прослеживается движение и в Октябрьском районе. Здесь жители ушли от филиала ЗАО «ПТС» в «Алком», в "Ремжилуниверсал"», – приводит слова начальника отдела контроля за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Галины Ротаты городское управление информации и аналитики.
Для того чтобы помочь гражданам разобраться в многообразии управляющих компаний, департамент городского хозяйства принял решение разработать критерии оценки их работы. Уже на начальном этапе разработки критериев понятно, что в них войдут такие показатели, как количество жалоб, поступивших обращений от жилищной инспекции, от надзорных органов, а также наличие технической базы. Это даст жителям дополнительную информацию об организациях. Однако контролировать работу выбранной компании имеют право только сами граждане – по действующему законодательству, у муниципалитета таких прав нет. «Жильцам необходимо активизироваться, создать группу, которая бы контролировала работу управляющей организации – например, предусмотреть систему ежегодного отчета», – отмечает Галина Ротата. – И если попытки наладить взаимоотношения с управляющей компанией ни к чему не привели, то можно выносить вопрос о ее смене».
Вопрос смены управляющей организации решается общим собранием жильцов. «Многие администрации районов для этих целей предоставляют помещение. В ряде районов предоставляют зал заседаний в администрации или договариваются со школами», – отмечает Галина Ротата. На собрании должны присутствовать более половины собственников. Законодательством предусмотрены определенные правила проведения и оформления общего собрания жителей, а также форма протокола. Протокол отправляется в орган местного самоуправления, управляющую организацию, от услуг которой отказываются, и вновь избранную управляющую организацию. Срок передачи документации от одной УК к другой составляет 30 дней.
По мнению экспертов, критерии оценки деятельности управляющих компаний необходимо было разработать уже давно. Председатель рабочей группы по реформированию ЖКХ при правительстве Самарской области Виктор Часовских отмечает, что этот вопрос поднимался с самого начала, когда управляющие организации только начали свою работу. «В прошлом году мы проводили общественный аудит, выявивший отношение жителей города к деятельности управляющих компаний. Оценки были низкими. При разработке критериев оценки деятельности управляющих компаний необходимо учитывать, в том числе, и интересы граждан», – считает Виктор Часовских.
Если собственники жилья не воспользуются правом перевыбора управляющей компании или смены формы управления домом, муниципалитет проведет открытый конкурс по управлению жильем. Многие связывают активизацию работы администрации по разработке критериев оценки деятельности УК именно с приближением этих конкурсов. «Скоро истекает срок трехлетних договоров с рядом управляющих компаний, идет передел рынка. Эти процессы связаны, в том числе, и с политическими причинами: городские власти пытаются найти поддержку и в этой среде», – отмечает председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ гордумы Самары Владимир Сюсин. По его мнению, как и по мнению многих жителей города, введение управляющих компаний не оправдало возложенных на них надежд. «Ничего в лучшую сторону с их приходом не изменилось. Качество текущего ремонта жилого фонда не улучшилось. Я оцениваю их деятельность на три с минусом», – говорит Владимир Сюсин.