Любой человек знает, что купить новую квартиру достаточно сложно. И дело даже не в кризисе, а в том, что цена за квадратный метр явно выше уровня зарплат по стране, да и программам ипотеки народ пока не особенно доверяет. И сложнее всего приобрести квартиру молодежи. Городская администрация помогает им обрести свое «гнездышко». Для этого запущена программа «Молодой семье – доступное жилье».
Для решения жилищной проблемы молодых семей начиная с 2004 года в Самаре действует целевая программа «Молодой семье – доступное жилье», которая утверждена постановлением Самарской городской Думы от 19.02.2004 № 294. Главная особенность механизма этой программы в том, что она реализуется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы и с учетом областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2009 – 2012 годы.
За период с 2004 по 2009 год 158 молодых семей Самары уже улучшили свои жилищные условия по городской программе. Тем не менее на сегодня очередь молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих принять участие в данной программе, включает в себя 741 семью.
Цель программы – оказание финансовой помощи молодым семьям, проживающим на территории нашего города, в улучшении жилищных условий. Отсюда основное мероприятие городской программы – предоставление молодой семье - участнице программы социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в размере, не превышающем 40% средней стоимости жилья. При предоставлении социальной выплаты участникам городской программы выдаются свидетельства, которые могут быть реализованы в течение девяти месяцев. При этом, учитывая то, что программа «Молодой семье – доступное жилье» «встроена» в областную и федеральную программы, социальная выплата осуществляется за счет трех источников финансирования одновременно: из городского (5% от средней стоимости жилья), областного и федерального бюджетов (в совокупности – до 35% от средней стоимости жилья).
Необходимо подчеркнуть, что действующий механизм порождает ряд существенных проблем. Например, в городской программе отображаются плановые объемы финансирования, которые в полной мере соответствуют сформированной в городе очереди молодых семей и способны удовлетворить спрос. Исходя из имеющейся очереди, формируются также заявки Самары на софинансирование из вышестоящих бюджетов. Сводная заявка Самарской области для участия в федеральном конкурсе, в свою очередь, формируется с учетом заявок муниципалитетов, прошедших областной конкурсный отбор (включая Самару). В частности, общая сумма заявки по Самарской области на выделение средств федерального бюджета в 2009 году составила 500 млн рублей (на 1257 молодых семей), в 2010 году – 191,3 млн рублей (на 576 семей). Фактические же объемы средств, которые город реально может направить на цели улучшения жилищных условий молодых семей, определяются только после последовательного распределения федеральных средств между субъектами Федерации и распределения средств вышестоящих бюджетов между муниципалитетами Самарской области. В результате приходит существенно меньшая сумма. Так, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации в 2009 году Самарской области из федерального бюджета на соответствующие нужды было выделено только 92,5 млн рублей. И уже по результатам распределения средств вышестоящих бюджетов между муниципалитетами городскому округу Самара для софинансирования мероприятий городской программы в указанном году было направлено 4,08 млн рублей – всего на шесть молодых семей, что составляет лишь 4% от общего количества заявки на 2009 год .
В настоящее время согласно проекту приказа Министерства регионального развития РФ, опубликованному на сайте данного ведомства, Самарской области запланированы средства федерального бюджета в объеме 43,3 млн рублей, или в 4,4 раза меньше заявленной суммы. По предварительным подсчетам, в результате распределения средств вышестоящих бюджетов Самара в 2010 году получит деньги на 21 молодую семью. Хотя мы планировали оказать помощь 604.
Вообще же тенденция, сложившаяся в последние годы, свидетельствует о постепенном снижении объемов федеральных субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей по отношению к постоянно возрастающей потребности в этих средствах.
Это означает, что заявки регионов не могут быть удовлетворены в полном объеме и значительно сокращаются, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на объемы субсидий, предоставляемых городам. В связи с тем, что областной и федеральный бюджеты присылают гораздо меньше денег на программу «Молодой семье – доступное жилье», чем планируется, в городском бюджете ежегодно возникает свободный остаток средств, которые были запланированы на софинансирование программы. Эти деньги не могут быть использованы на цели, связанные с улучшением жилищных условий молодых семей, поскольку по действующим законам данный остаток может направляться на реализацию мероприятий программы только на условиях софинансирования из областного и федерального бюджетов.
В связи с этим сегодня самарской администрацией рассматривается возможность внесения принципиальных изменений в действующую городскую программу. Согласно предлагаемым изменениям после распределения Самарской областью субсидий на текущий финансовый год между муниципалитетами предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья молодым семьям возможно будет осуществлять в пределах свободного остатка средств, предусмотренных городской программой. При этом социальная выплата, осуществляемая в рамках указанных остатков, будет выплачиваться в полном объеме только за счет бюджета городского округа Самара.
По предварительным расчетам городской администрации в случае внесения описанных выше изменений в ближайшее время в городском округе Самара свои жилищные условия дополнительно смогут улучшить порядка 50 молодых семей.