Городская целевая программа «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы реализована всего на 14,5%. За шесть лет в Самаре субсидии на приобретение жилья получила всего 191 семья. Многие в ожидании выплат автоматически перестали быть участниками программы, поскольку перешагнули возрастной барьер в 35 лет. Объясняя причины провала мероприятий по соцподдержке молодых семей, в горадминистрации ссылаются на кризис, который привел к секвестру бюджетов всех уровней. В том числе, за счет сокращения финансирования программы по улучшению жилищных условий молодежи.
На реализацию мероприятий городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004-2010 годы в бюджетах разных уровней было запланировано 1 млрд 773 млн 100 тыс рублей. В том числе 176 млн 270 тысяч рублей – софинасирование муниципалитета. Однако за отчетный период – шесть лет действия программы – на реализацию мероприятий и предоставление социальных выплат молодым семьям на покупку или строительство индивидуального жилья в Самаре израсходовали всего 256 млн 200 тысяч рублей. Из вышестоящих бюджетов город получил 84 млн 100 рублей.
«На приобретение или строительство индивидуального жилья молодые семьи, не имеющие детей, получают субсидии в размере 35% от стоимости недвижимости. Социальные выплаты молодым семьям с детьми составляют 40%. Помимо этого, сотрудники бюджетных предприятий Самары получали доплату из городского бюджета в размере 5-20% от стоимости жилья. Процент софинансирования определялся в зависимости от стажа работы члена семьи в муниципальном предприятии», – рассказал заместитель руководителя управления бюджетных инвестиций департамента экономического развития администрации Самары Игорь Лукьянов.
За 2004-2010 годы по программе свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение или строительства жилья получила 191 семья. В том числе 20 свидетельств – участники программы только в 2010 года, поэтому получить субсидии они смогут только в августе-сентябре текущего года.
«70 молодых семей получили финансовую помощь на оплату первого взноса для участия в договорных отношениях по строительству жилого дома на ул. Советской армии Дыбенко, секции 1, 2. В результате ввода в эксплуатацию второй секции улучшить свои жилищные условия смогли 87 семей Общая площадь приобретенного по программе жилья составила 3003 кв. м», – отметил г-н Лукьянов.
Не справился со своей задачей и самарский областной фонд жилья и ипотеки, который создавался в 2005 году в том числе и для того, чтобы молодые семьи, не имеющие возможности взять ипотеку в банке из-за отсутствия первоначального взноса и высоких ставок, смогли получить займы. За пять лет с момента начала работы фонда только 19 участников городской программы смогли получить займы на льготных условиях.
По мнению чиновников городской администрации, основной причиной невыполнения заявленных параметров программы (а в итоге к 2010 году собственное жилье должны были получить 880 молодых семей Самары) стали низкие объемы финансирования. «Дело в том, что бюджеты всех уровней в кризисные 2009-2010 годы были существенно секвестрованы. Причем, в первую очередь под сокращение попали именно социальные программы, в том числе «Молодой семье-доступное жилье», – отмечает депутат городской думы Андрей Мастерков.
Программа 2004-2010 годов завершилась, в муниципалитете уже начинают принимать заявки на участие в новом этапе программы. Причем, есть вероятность, что механизмы предоставления субсидий молодым семьям существенно скорректируют. Так на заседании комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике самарской губернской думы депутаты обсудили возможность предоставления социальных выплат участникам программы по обеспечению жильем молодых семей на погашение ранее оформленного ипотечного кредита. Дело в том, что согласно утвержденным Правительством РФ правилам, субсидии могут быть использованы лишь для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита. Возможность же направить эти средства на погашение уже оформленного ипотечного займа в регламенте не предусмотрели.
Однако, по данным минэкономразвития, инвестиций и торговли Самарской области, около 20% молодых семей, участвующих в программе на 2002-2010 годы, уже взяли жилищные кредиты, поэтому помощь от государства они получить не могут. В феврале этого года профильное областное министерство и губернатор направили обращение в адрес заместителя министра регионального развития РФ с просьбой урегулировать данный вопрос. Поскольку решение этого вопроса можно урегулировать только на федеральном уровне, члены комитета СГД приняли решение также подготовить проект аналогичного обращения в Правительство РФ.
Депутаты городской думы также поддержали инициативу коллег. «Нужно продвигать и лоббировать любые формы поддержки социально незащищенных слоев населения, в том числе молодых семей. Изначально идея программы была очень хорошей, но, к сожалению, не была исполнена. Большинство участников простояли в очереди на получение субсидий до 35 лет, так и не дождавшись средств. Возможность погашения за счет субсидий уже оформленных ипотечных кредитов необходима. Но самое главное, чтобы программа финансировалась на 100%», – добавил депутат Мастерков.
По сведениям мэрии Самары, по состоянию на начало 2011 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит 688 молодых семей.