В Самаре ежегодно вводятся в эксплуатацию несколько современных офисных центров. Имея возможность выбора, арендаторы все чаще обращают внимание не только на месторасположение и площадь офиса, их интересует и набор сервисных услуг, которыми располагает объект.
Офисный минимум
Современный офисный центр предполагает не только удобное рабочее пространство, но и определенный набор офисных и бытовых услуг. К бизнес-услугам современного офиса можно отнести наличие многофункционального копировального центра, нотариальные конторы, офисы страховых компаний. Желательно также наличие оборудованных конференц-залов. Не менее обширен и список бытовой инфраструктуры, которая в идеале должна включать в себя химчистки и банкоматы, кафе и мини-маркеты, туристические и рекламные агентства, салоны красоты и фитнес-центры. Конечно, четких определений обязательных для бизнес-центра бытовых, инфраструктурных компонентов нет.
С точки зрения самих арендаторов офисных помещений, огромное значение имеет наличие у офисного центра собственной удобной парковки для арендаторов и посетителей. «Большим плюсом офисного центра может быть наличие в нем кафе или ресторанов, в которых можно провести переговоры в неформальной обстановке и просто пообедать. Кроме того, желательно размещение в офисном центре платежных терминалов и банкоматов», – считает юрист самарского представительства юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Илья Плотников.
По общему мнению экспертов в области коммерческой недвижимости, нормой для современного офисного здания является наличие организованного общественного питания. «Людям необходимо где-то питаться, поэтому в офисном центре мы предусмотрели наличие двух небольших кафе. Потенциальные арендаторы всегда интересуются, организовано ли в здании питание. Ведь если такой сервис отсутствует, возникает вопрос, что нужно куда-то ехать, а это доставляет определенные неудобства, особенно учитывая постоянные пробки в городе», – отмечает генеральный директор офисного центра «Самара ТИСИЗ» Владимир Макеенко.
Помимо точек общественного питания, востребованными являются те услуги, которыми люди пользуются хотя бы раз в месяц. Из бытовых услуг к таким можно отнести химчистку, парикмахерскую, стоматологический кабинет, небольшой фитнес, где после работы можно потренироваться. Весьма полезными для арендаторов могут оказаться услуги фирм, занимающихся ремонтом офисной техники и поставкой расходных материалов. Это позволит не выходя из здания получить необходимые сервисные услуги, ведь нормальное функционирование современного офиса невозможно без оргтехники.
«При подборе арендаторов, оказывающих сервисные услуги, нужно обратить внимание на их стоимость. Важно, чтобы они были соразмерными с доходами сотрудников. Вряд ли услугами элитного кафе или парикмахерской смогут воспользоваться сотрудники офисного центра класса С. Для этого управляющая компания должна проводить анкетирование, выяснять средний доход, пол, возраст, предполагаемых клиентов и уже исходя из этого подбирать арендаторов, предоставляющих сервисные услуги», – замечает управляющий партнер ГК «Дом Ист» Игорь Рязанов.
Комплексное обслуживание
Дополнительные сервисы ориентированы прежде всего на обслуживание офисных работников и их клиентов. «Мы старались в своем офисном центре создать некий комплекс, учитывали это при подборе арендаторов. Стараемся собрать такие фирмы-арендаторы, чтобы можно было как можно больше разнообразных услуг получить, не выходя из здания. Если учесть тот факт, что на работе мы проводим большую часть времени, то наличие риелторских и туристических фирм существенно облегчает жизнь нашим арендаторам. Их услугами пользуются и соседи по офису», – поясняет Владимир Макеенко. Но такой подход для рынка офисной недвижимости Самары, скорее, исключение, чем правило. «Никто специально не держит в резерве площади для арендаторов, чьи сервисные услуги могут быть востребованы соседями по офисному центру. Но при прочих равных условиях, если в управляющую компанию обращается фирма, профиль которой не представлен в офисном центре, ей отдается предпочтение, потому что это расширяет сферу услуг. Но на это обращают внимание в последнюю очередь, потому что в данный момент идет борьба за арендаторов», – считает Игорь Рязанов.
Цена или удобство
Основная масса арендаторов действующих офисных центров – компании малого и среднего бизнеса, для которых на первом месте стоит стоимость площадей: за наличие в центре дополнительных, не имеющих к бизнесу услуг они не готовы. По мнению Игоря Рязанова, наличие сервисной инфраструктуры создает имидж офисного центра, но не является весомым конкурентным преимуществом. До 2007 года, когда существовал дефицит офисных помещений, сервисная инфраструктура могла рассматриваться как преимущество. Сегодня преимуществом является только цена.
Но все же комфорт и удобство нельзя совсем сбрасывать со счетов. По наблюдениям Владимира Макеенко, некоторые арендаторы остаются верны центру больше 10 лет, и это несмотря на не самую низкую арендную ставку. И, как считает эксперт, не последнюю роль здесь играет именно набор предоставляемых сервисных услуг.