Уже скоро верно прочитать квитанцию по квартплате сможет даже самый далекий от коммунальной сферы самарец. В Министерстве регионального развития РФ разработали новую единую форму квитанции. В отличие от старой в ней будут перечислены все коммунальные и жилищные услуги, а также указаны тарифы и расчетная стоимость. Таким образом, в ведомстве надеются исключить возможность злоупотребления управляющих компаний, которые нередко самостоятельно устанавливают необоснованно завышенные цены на свои услуги.
В мае 2011 года федеральное правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах. В рамках подписанного постановления в Минрегионе России разработали и утвердили с федеральной службой по тарифам форму документа для внесения платы за содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги.
Проект нового платежного документа был опубликован на официальном сайте Министерства регионального развития РФ. Одному из федеральных СМИ глава федеральной службы по тарифам России Сергей Новиков рассказал, что основная цель разработки нового платежного документа – обеспечение большей прозрачности при выставлении счетов за услуги ЖКХ.
Уже через год видоизмененная квитанция может стать обязательной для всех организаций, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги населению. При этом форма платежки будет типовой и единой по всей стране.
Важное видоизменение, которое ждет квитанцию по квартплате, – это увеличение количества разделов. Если сейчас в Самаре распространен квиток, в котором указано всего несколько пунктов (техническое обслуживание, отопление, водоснабжение, водоотведение, ремонт и обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживания), то в новой платежке граждане увидят четыре блока услуг.
Один будет посвящен дополнительным услугам, которые решили ввести сами жильцы на собрании собственников. Это может быть оплата за организованную автомобильную стоянку, охрана дома, установка спортивной площадки во дворе, сборы средств на капитальный ремонт и т. д.
В следующий блок войдут стандартные персональные услуги для конкретной квартиры (отопление, водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО).
В третьем блоке укажут перечень услуг, связанных с содержанием и текущим ремонтом жилья, а также мест общего пользования (подъезда, лестничных клеток, дворовой территории).
Последний, четвертый блок в новой квитанции, будет посвящен прочим услугам (радиоточки, коллективные антенны, кабели и прочее).
Кстати, важнейшей отличительной особенностью видоизмененной платежки станет то, что напротив каждой услуги будет указано две графы – «Индивидуальное потребление» и «Общедомовые нужды». К примеру, если за воду вы платите по показаниям счетчика, то в первую графу запишут, сколько живительной влаги за месяц потратила ваша семья. А во вторую занесут показания общедомового прибора учета за вычетом объемов, потраченных жителями на личные нужды.
Такое разделение квартплаты на частное и общее, по мнению самарских экспертов, позволит исключить возможность появления сверхнормативного потребления ресурсов, которое зачастую возникало только из-за того, что расходы на содержание общедомового имущества практически не учитывались. Напомним, что в прошлом году жители областной столицы вылили воды и потратили тепла на 450 млн рублей сверх установленного норматива.
Всего в новой форме квитанции будет шесть разделов:
сведения о плательщике и исполнителе услуг (Ф.И.О. плательщика, адрес, площадь квартиры, количество проживающих, наименование исполнителя, адрес и контактные данные организации);
информация для внесения платы получателю платежа (расчетные счета организаций-получателей платежей, номер лицевого счета плательщика, информация о задолженности);
расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги с указанием индивидуального потребления и затрат на общедомовые нужды;
справочная информация (нормативы потребления коммунальных услуг, текущие показания приборов учета);
сведения о перерасчетах (доначислениях, уменьшениях платежей).
С одной стороны, новая квитанция поражает своим форматом и высокой информативность. Разобраться в таком документе с первого раза будет не просто. Но с другой стороны, каждый житель, получив новую платежку, сможет понять, за что конкретно и сколько он платит, а в дальнейшем и требовать с управляющей или энергоснабжающей компании качественного предоставления оплаченных услуг.
Еще одно преимущество подобной подробной платежки заключается в том, что теперь обслуживающим организациям (УК и ТСЖ) будет гораздо сложнее необоснованно завышать цены на те или иные услуги. В таком квитке все злоупотребления видны как на ладони.
«Главное достижение заключается в том, что, наконец, была разработана единая для всей страны форма платежного документа. Если раньше в разных регионах и даже муниципалитетах одной и той же области люди получали совершенно разные квитанции, то уже с января 2012 года можно требовать от все обслуживающих организаций выставлять новую единообразную платежку, которая реально показывает все наши затраты на оплату коммунальных и жилищных услуг», – отметил председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.
Ознакомиться с новой формой квитанции можно, перейдя по ссылке: ПРОЕКТ платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.