В современном интерьере свет – это не просто лампочка под потолком. Осветительные приборы уже давно решают целый ряд задач, в число которых помимо функциональных входят эстетические и эмоциональные. Искусственный свет должен радовать глаз, гармонировать с окружающим интерьером, вызывать нужное настроение и скрывать недостатки в планировке.
Каждой комнате свой
Функциональность освещения нас интересует в первую очередь в кухне, точнее на поверхности столешницы и в кабинете на письменном столе. Здесь лучше всего помимо общего яркого света иметь еще и узконаправленные подсветки.
Вопросы эстетики и создания благоприятной для отдыха эмоциональной атмосферы выходят на первый план в спальне и гостиной. В спальне нам часто хочется уютного свечения абажура с таинственной игрой теней на стене.
Специалист дизайнерского бюро «Квартира №50» Наталья Жданова не советует вешать в спальне люстру, от которой исходит напрягающий активный свет.
«В небольшой комнате должно быть приглушенное освещение, – рекомендует она. – Можно установить подсветку под кроватью или по периметру потолка. То есть свет должен быть нежным, мягким и не бьющим в глаза. Обязательно бра надкроватное или ночник на тумбочке, чтобы почитать книгу. И включаться они должны отдельно».
В гостиной не обойтись без люстры, создающей праздничное настроение. В зоне отдыха и чтения, возле дивана и кресел, необходимо разместить отдельный источник освещения. При этом его свет должен быть достаточно ярким, но не резать глаза. Идеально для такой зоны подходит торшер, выполненный в одном стиле с общим дизайном гостиной.
Также источником освещения здесь может служить бра, которое необходимо прикрепить к стене на уровне ваших глаз.
Мягкое освещение небольших встроенных или отдельно размещенных на стенах или полу светильников подходит для зоны домашнего кинотеатра. Если вы не прочь провести пару часов у экрана телевизора, то яркий свет будет вам только мешать.
В просторном холле-прихожей многие наоборот предпочитают яркий свет. Но помимо верхнего освещения интересным решением может стать подсветка по периметру помещения ближе к полу. Такие светильники должны включаться отдельно, чтобы не «потеряться» в холле в темное время суток. Это особенно актуально для ребенка. Кроме того, приглушенная подсветка у пола не режет глаз и не мешает спящим обитателям квартиры.
Если же коридор длинный и узкий, то чтобы зрительно сделать его шире, следует ярко осветить стены. Для этого светильники ориентируют на стены и тогда поток света отражаясь о них зрительно расширяет корридор.
Чаще всего для наилучшего освещения используется сочетание верхнего света (потолочные светильники) и нижнего света (настольные, настенные и напольные светильники). Если прихожая неправильной формы, все темные уголки в ней нуждаются в дополнительной подсветке. Бра, торшер или небольшой софит над зеркалом или картиной позволят сделать мрачный угол привлекательным и уютным.
Системный подход
Существует две традиционные системы освещения, которые мы устанавливаем в квартирах: локальная и парадная. Раньше для первой использовали бра, настольные лампы и торшеры, а для второй — люстры. Но современные тенденции развития индустрии света таковы, что сейчас с этими двумя функциями справляется любой осветительный прибор. Способствует этому наличие реостатного выключателя. Он позволяет регулировать уровень освещенности помещения так, что мощности одного торшера вполне хватает на комнату. И наоборот, с помощью реостата все 12 лампочек хрустальной люстры могут слабо теплиться, наполняя полумрак спальни таинственным мерцанием.
Среди новейших разработок в этой области – системы с эффектом «звездного неба». Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет. Атмосфера создается загадочная и обволакивающая.
Темное помещение кажется меньше, чем оно есть на самом деле, поэтому маленькие комнаты (если это не спальня) нужно освещать ярко. Не забывайте о цветном свете. Так, неяркий розовый свет хорош для гостиной, голубой и зеленый - успокаивают, оранжевый – повышает аппетит и тонизирует. Красный разжигает страсть.
Точечный, рассеянный и отраженный
В дизайне интерьеров используют все виды потоков света. Во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локальной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т. д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.
Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников.
В-третьих - свет отраженный. Он, кстати, самый безвредный. Всем известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем на раскаленном пляже. В лесу солнечные лучи, «спрыгивая» с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. И, наоборот, на открытом пространстве от ярко освещенной страницы просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.
Масса вариантов
Один из самых распространенных источников локального света - торшер. Его главное преимущество над остальными приборами – мобильность. Перестановка торшера занимает всего несколько секунд. А благодаря регулировке по высоте и углу поворота ламп возникает масса вариантов его использования. Чаще торшеры включают во время чтения или для создания уюта в гостинной. Торшер также отлично справляется с функцией общего, ориентирующего света. Если поток направляется на потолок или окрашенную в светлые тона стену, то комната заполняется мягким отраженным светом
Бра – это настенный светильник. Как правило, его световые потоки направлены вверх или вниз вдоль стены, почти параллельно ей. Мощность различных бра также варьируется в очень широком диапазоне. Одни рассчитаны на скромные 40- или даже 20-ваттные лампы, дающие локализованный осветительный эффект. Другие – на 60- или 100-ваттные источники. Но есть и такие бра, которые допускают включение 150-300-ваттных галогенок. Это уже источники света, способные наполнить все помещение. Как и осветительные приборы других типов, многие бра имеют возможность поворота и наклона источника света.
Потолочные светильники бывают четырех типов. Это могут быть традиционные люстры и подвески. При этом подвески бывают как мягкими, так и жесткими. Мягкие – это лампы, висящие на цепочках или на самих электрических проводах. Жесткие — штанги (как правило, металлические), направленные сверху вниз от основания светильника к лампочкам. Подвеска, приспущенная над обеденным столом и выделяющая его в полумраке окружающего пространства, - неплохое световое решение для современной кухни.
Потолочный светильник может представлять из себя «тарелку» и плафон, «сидящий» непосредственно на потолке. Также это могут быть светильники специального дизайна для подвесных потолков.
Многие потолочные светильники дают комбинированный свет: одна часть светового потока идет вверх, в потолок, другая (соизмеримая по величине с первой) направляется вниз через рассеиватель (плафон, абажур). Потолочные светильники также могут выступать в качестве источников локального и даже рабочего освещения. Это четвертый вид потолочных светильников – поворотные софиты, которые бросают свет в пределах узкого угла.
Одной из популярных новинок рынка осветительных приборов являются потолочные светильники в форме шара или полусферы. Они создают очень приятное для глаз освещение, отличающееся мягкими тенеобразующими свойствами и равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхности стен, потолка и пола. Такие светильники непрозрачны и не пропускают слепящий свет, разбивая прямые лучи. Получаемый от них рассеянный свет имеет наибольший коэффициент полезности и лучше всего подходит для общего освещения. Располагать такие источники света можно свободно по всему потолку. Такой же тип освещения могут создать и галогенные лампы, закрепленные на металлических конструкциях или вмонтированные в подвесные или натяжные потолки.
Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхнему периметру помещения. Такие источники отражают свет от потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по всей комнате. Отраженный свет делает пространство невесомым и прозрачным, а также создает наиболее комфортное и равномерное освещение. Подобного эффекта можно достичь и установив несколько торшеров и бра с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок. Часто можно встретить вариант, при котором припотолочные светильники скрыты за размещенным вдоль стен специальным выступом, этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства.