В преддверии, пожалуй, самого главного и долгожданного весеннего праздника Dom63.ru решил отойти от обсуждения таких столь серьезных, можно сказать, мужских тем как строительство, рынок жилья, цены на недвижимость и т. д. Пускай на это остаются остальные 365 (ведь год-то високосный) дней в году. В канун 8 марта гостьей рубрики «Домэксперт» стала генеральный директор «Агентства недвижимости Ивановой Дарии» Дария Иванова. Эта молодая и милая женщина, которая по совместительству руководит одной из крупных риелторских компаний в Самаре, поделилась своим взглядом на профессию и объяснила, почему среди специалистов по недвижимости так много представительниц прекрасного пола.
– Дария Геннадьевна, вы возглавляете одно из крупных самарских агентств недвижимости. Расскажите, как вы пришли в риелторский бизнес?
– Может быть, это довольно банальная история, но с риелторским бизнесом я впервые познакомилась, когда столкнулась с необходимостью обмена собственной недвижимости. Началось с того, что мы, как и большинство людей, решили сэкономить на риелторе. Пытались самостоятельно решить все вопросы, разобраться в тонкостях, но многого не учли. В результате погрязли в сложностях. Даже успели подписать какие-то страшные документы. Но нам повезло, потому что в итоге мы выбрали квартиру, которую продавали риелторы одного крупного агентства недвижимости в Самаре. Именно они помогли исправить сложную ситуацию, в которой мы оказались, и успешно провели сделку.
Уже в регистрационной палате, когда все, наконец, завершилось, я вдруг поняла, что не хочу расставаться с этим людьми. Осознала, что мне будет чего-то не хватать. Именно в этот момент я решила, что хочу продолжать заниматься недвижимостью и просто уже не смогу без этого жить. Помню, как бежала по улице Некрасовской за выручившими нас агентами. А когда догнала, сказала, что хочу у них работать. Они мне подсказали, куда обратиться, чтобы научиться азам этой профессии.
– Помните свою первую сделку? Наверное, испытывали какое-то особенное волнение?
– Честно признаюсь, особого волнения не испытывала, поскольку четко понимала, что делаю и что должна делать. Опять-таки, очень помог опыт обмена собственной недвижимости. Уже тогда, еще не осознавая этого, я работала как риелтор: расселяла квартиру, которую мы себе подобрали, возила ее хозяев на показы, договаривалась с другими собственниками. Правда делала я все это чисто интуитивно, неосознанно. Позже к этому опыту прибавились теоретические знания, которые я получила во время обучения. Все это позволило мне крайне осознано подойти к проведению первой сделки, в которой я участвовала уже в качестве риелтора. Конечно, до сих пор помню, как зовут тех клиентов, их адрес, и даже какая была комиссия. Сделка прошла успешно, поэтому в этот бизнес я вошла очень удачно.
– Кто вы по образованию, и как ваша специальность помогает вам в бизнесе?
– Я закончила архитектурно-строительный университет, инженерно-экономический факультет. Мы учились составлять сметы, рассчитывать стоимость строительства. Эти навыки мне до сих пор очень помогают. Тем более, что мы работаем не только со вторичным, но и с первичным рынком жилья. Я хорошо знаю структуру взаимодействия строительных компаний и подрядных организаций, понимаю, что и из чего можно строить и сколько в итоге это будет стоить. Не составляет особого труда оценить и качество строительства, и соответствие технической документации. Поэтому мое основное образование мне, конечно, пригодилось.
– Ваше агентство называется вашим именем. Довольно смело, ведь имя руководителя в назывании компании сразу наводит на мысли о его личной, персональной ответственности за работу компании. Это было осознанное решение?
– Скорее, нет. Сначала родилась сама идея, а уже потом я осознала, насколько это ответственно и серьезно. Изначально, выходя на рынок, совершенно не планировала создавать сетевое агентство. Думала, что это будет небольшая фирма. А называла ее своим именем с тем, чтобы меня не теряли старые клиенты. Ставка была сделана именно на это, тем более, что бояться мне было нечего. Естественно, маркетинговый ход здесь тоже присутствовал – не хотелось потеряться на рынке очередной звездой в пучине созвездий.
– А никогда не посещали мысли о проведении ребренднга?
– Хотя серьезных намерений не было ни разу, такие фантазии иногда посещают. Особенно, когда оказываешься в сложных ситуациях. Ведь не секрет, что некоторые сделки могут оказаться на грани срыва. В такие моменты сразу появляются мысли: «Конечно, хорошо, что меня всегда могут найти клиенты, которые остались довольны моей работой. Но, в то же время, если что-то пойдет не так или не получится, на меня всегда могут указать пальцем». С другой стороны, я понимаю, что сама себя поставила в такую ситуацию. А уже теперь с годами, возможно, как раз благодаря такому названию компании, у меня сформировалось чувство личной ответственности за каждую сделку, иногда даже излишней ответственности.
– Многие считают, что женщины не всегда могут успешно конкурировать с мужчинами в бизнесе. История самарского бизнеса в сфере недвижимости доказала обратное. Как вы считаете, почему?
– Действительно, казалось бы, строитель и риелтор – не совсем женские или даже совсем не женские профессии. Почему же тогда у нас так много представительниц прекрасного пола в этом бизнесе? У меня только одно объяснение: женщина сама по себе более гибкая, соответственно, решения она может принимать с учетом каких-то тонкостей или даже эмоциональных особенностей. Мужчина же, наоборот, действует более взвешено и четко. Он быстрее принимает решения. Женщина же начинает сомневаться и нередко, тем самым, сама себе усложняет жизнь. Но поскольку профессия риелтора – это, в первую очередь, работа с людьми, а не с квартирами, женщина и нашла себе здесь очень удачное применение. Даже сделку она ведет с учетом каких-то личностных особенностей клиента. Если не обращать на это внимания, человек попросту останется недоволен. А это может сказаться как на финансовом результате, так и на отзывах о работе компании.
Каждый человек, который участвует в сделке, а тем боле такой важной как сделка с недвижимостью, неизбежно чего-то боится. И задача риелтора этот страх распознать, понять и сделать все возможное, чтобы своего клиента от этих опасений избавить.
– А насколько, на ваш взгляд, вообще совместимы понятия «женщина» и «бизнес»? Тяжело ли лично вам совмещать в себе роль бизнес-леди с ролью матери и жены?
– Честно говоря, крайне сложно. Если ты одинокая и холостая, для бизнеса это просто замечательно. Он будет занимать 24 часа в сутки. Свободного времени не остается совершенно, поэтому думать о том, что нужно рожать детей, выходить замуж, будет просто некогда. Тем более, что ты и без этого будешь чувствовать себя самодостаточной. На самом же деле, это совершенно не так. На мой взгляд, женщина должна реализовать себя, в первую очередь, как мама и жена. Работа работой, но это совершенно не главное в жизни. А совмещать бизнес с ролью мамы и жены тяжело. Просто рядом должен быть человек, который будет понимать, любить тебя и ценить то, что ты делаешь.
– А с кем из клиентов вы как риелтор больше предпочитаете работать – с мужчинами или с женщинами? Есть ли какие-то особенности работы с клиентами-мужчинами и клиентами-женщинами?
– С мужчинами, по большому счету, работать проще. Они, как правило, всегда четко знают, чего хотят, могут более ясно это изложить. Тебе уже остается работать, строго соблюдая сформулированные клиентом требования. А женщина может сегодня предъявить одни требования, а завтра поменять свое решение и сказать, что вдруг поняла, что всю жизнь хотела чего-то другого. Кончено, задача риелтора как раз и заключается в том, чтобы клиент, в конце концов, понял, что ему нужно. Просто, с женщиной работать немного труднее, больше времени на это уходит. С другой стороны, мужчины не прощают даже самых малейших просчетов и заминок.
– Никогда не встречались с предвзятым отношением и заявлениями: «Женщинам-риелторам доверять нельзя»?
– Если такое и было, то давным-давно. А сейчас женщины настолько оправдали себя в этой профессии, влились в бизнес, что кто-то вряд ли посмеет делать подобные заявления. Я думаю, что если когда-нибудь в Самаре решат поставить памятник риелтору, то на нем будет изображена женщина – высокая, стройная блондинка с папкой в руках (смеется).
– А как насчет подчиненных? С кем легче работать? С мужчинами или женщинами?
– Мне лично все равно, с кем работать. Возможно, когда-то было проще с женщинами. Но сейчас я уже имею большой опыт руководящей деятельности, поэтому стараюсь вообще «отключать» «женщину» в работе. Конечно, в коллективе нашей компании, как и в других агентствах недвижимости, больше женщин. Хотя и мужчины нас тоже жалуют. Не могу сказать, что с ними сложно. Наоборот, мужчины обязательно должны быть в коллективе. Их иной, отличающийся от женского, взгляд очень важен в решении различных проблем и вопросов. Мужчины высказывают свою точку зрения, мы вступаем в дискуссию. А в споре, как известно, рождается истина.
– Наступает главный женский праздник – 8 марта. Есть ли в вашей компании какие-то особенные традиции встречи этого праздника?
– Мы, конечно, отмечаем этот праздник в коллективе, хотя сказать, что у нас существуют какие-то свои особые традиции, нельзя. Все женщины получают индивидуальные поздравления, подарки. Обычно мы собираемся все вместе за столом, на котором чай, торт, фрукты. Никакого спиртного – в нашей компании строгий сухой закон. Общаемся, поздравляем друг друга.
– Что бы вы пожелали женщинам в преддверии этого весеннего праздника?
– На самом деле, банальностей в виде счастья, улыбок, добра я тоже обязательно всем желаю. Но еще хотелось бы, чтобы каждая женщина возвращалась с работы домой, а там ее встречали любимый муж и детки. Семья, на мой взгляд, – это самое-самое главное. Начинаешь это по-настоящему понимать только тогда, когда ты это обретаешь. Поэтому, милые женщины, желаю вам истинно женского счастья. А оно далеко не в работе!