В ближайшей перспективе можно будет не выстаивать огромные очереди, чтобы зарегистрировать свои права на недвижимое имущество. В министерстве экономического развития РФ ведется работа по упорядочению законодательной базы и инструментария для сокращения временных задержек в сфере проведения сделок с недвижимостью.
Поэтапный переход
По словам заместителя министра экономического развития России и председателя правления Ассоциации юристов России Игоря Манылова, сейчас осуществляется переход к оказанию госуслуг Росреестра в электронном виде. Минэкономразвития прорабатывает поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», необходимые для перевода в электронный вид услуги по регистрации прав. Ведомство намерено создать единую федеральную информационную систему недвижимости. А в ближайшее время Росреестр планирует открыть в Сети всю информацию о сделках с недвижимостью.
По мере создания и развития федеральной базы недвижимости электронный способ общения должен стать основным для Росреестра при контактах как с гражданином, так и с органами власти. А готовящаяся Минюстом реформа нотариата предполагает, что нотариусы смогут собирать за гражданина весь пакет документов для сделки. Человеку не придется никуда ходить, нотариусы сами направят все необходимые запросы и все оформят.
Предполагается ввести обязательное удостоверение сделок с недвижимостью через нотариуса. Но при этом, по словам руководителей Федеральной нотариальной палаты, будут установлены разумные и доступные тарифы. Участие нотариусов в процедуре защитит гражданина от неприятностей, гарантирует абсолютную чистоту сделки.
Не выходя из дома
Запланировать свой визит в управление Росреестра по Самарской области и филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Самарской области можно, минуя специалистов учреждений. Предварительная запись на прием доступна любому пользователю Интернета. Спланировать свой визит в ведомства можно двумя способами. Во-первых, на сайте управления Росреестра по Самарской области (www.to63.rosreestr.ru, раздел «Регистрация прав») открыта предварительная запись на государственную регистрацию прав. По статистике, сегодня 40% посетителей самарских офисов областного управления Росреестра предпочитают планировать свой визит в организацию, при этом треть из них заявки на предварительное планирование формируют самостоятельно через Интернет. По мнению руководителя управления Росреестра по Самарской области Вадима Маликова, особенно привлекательна возможность в Сети спланировать дату и время сдачи документов для тех заявителей, кто собирается, например, зарегистрировать первичное право или сделку купли-продажи объекта недвижимости, который расположен в другом муниципальном районе. «Ведь по закону государственная регистрация проводится по месту нахождения объекта недвижимости, и, потратив время на дорогу, оформление документов хочется завершить как можно оперативнее», – считает эксперт.
Во-вторых, можно забронировать день сдачи документов через портал государственных услуг Росреестра (www.portal.rosreestr.ru, раздел «Офисы и приемные»). Причем как на государственную регистрацию прав, так и на кадастровый учет. Для этого необходимо выбрать нужный отдел, дату и время визита, а также заполнить форму, включающую в себя фамилию, имя, отчество и контактную информацию заявителя. После отправки заявки на указанную электронную почту придет письмо с подтверждением предварительной записи и талоном для печати.
Для удобства заявителей с прошлого года Росреестр открыл новые окна приема документов на государственную регистрацию прав на всех площадках кадастровой палаты. Поэтому желающие сдать документы на государственную регистрацию могут выписать электронный талон, не только зайдя на страничку отделов областного управления Росреестра, но и воспользоваться соответствующими сервисами кадастровой палаты.
Доступно уже сейчас
Сейчас через портал госуслуг Росреестра https://portal.rosreestr.ru можно получить выписку из государственного кадастра недвижимости и сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Рост интереса населения к услугам, предоставляемым в электронном виде, объясняется простотой и доступностью сервиса: заказать нужные данные можно в любом месте в любое удобное для вас время. Например, с каждым днем увеличивается количество желающих не выходя из дома оформить запрос на выдачу информации в виде кадастрового паспорта, выписки или же плана территории. Этой услугой уже воспользовались около 66 тыс. самарцев. И если в 2010 году доля электронных запросов не превышала 10% общего числа, то сейчас практически четверть заявлений на выдачу сведений поступает через портал.
Сроки отработки интернет-запросов и запросов, принятых при личном обращении, одинаковые, а вот размер платы отличается.
«Востребованность этой услуги будет только расти, – уверен директор филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Самарской области Андрей Жуков. – Ведь выдача сведений в электронном виде не только производится быстрее, но и к тому же стоит существенно дешевле бумажных аналогов».
Впрочем, иногда возникают проблемы с использованием электронных документов, их принимают далеко не все учреждения. Пожалуй, на данном этапе наиболее приемлемый вариант – заказать выписку на портале Росреестра, но при заполнении формы заявления указать, что готовый документ вы хотите получить в бумажном виде.