Дискуссию в обществе вызвали разработанные на федеральном уровне критерии включения граждан в реестр «обманутых дольщиков».
Госстрой по поручению министерства регионального развития РФ разработал и предложил к утверждению критерии включения граждан в реестр «обманутых дольщиков», сообщает пресс-служба Минрегиона. Предложения направлены в Минфин России.
До настоящего времени практика включения граждан – соинвесторов жилищного строительства в перечень «обманутых дольщиков» нарабатывалась каждым регионом самостоятельно. Таким образом, единых критериев по составлению реестров «обманутых дольщиков» в стране не было.
По поручению министра регионального развития РФ Игоря Слюняева опыт субъектов федерации был обобщен и соотнесен с правовыми основаниями составления такого рода реестров. В итоге Госстроем подготовлен перечень из шести критериев. Среди них такие факты, как просрочка более чем на три месяца обязательств по договорам, не представление дольщикам ежеквартальной отчетности более, чем два раза в год, нарушение технических регламентов и ПСД.
Как сообщается на сайте Минрегиона, эти предложения будут рассмотрены в рамках утверждения соответствующего постановления правительства РФ.
Мы решили выяснить, как относятся к этим критериям эксперты Самарской области, и, надо сказать, что почти все специалисты заявили о необходимости доработки документа.
Начнем с того, что депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн сразу после появления критериев заявил, что они неприемлемы и нуждаются в доработке. «Предложения, которые были подготовлены Госстроем в части определения критериев, кого считать обманутыми дольщиками, а кого нет, представляются мне неполными. Тот механизм, который предложен, реализовать на практике нельзя», - заявил Хинштейн в своем комментарии ЕР.ру.
Члены комитета по строительству и транспорту Самарской губернской Думы также не вполне довольны разработанными Госстроем критериями. Так, заместитель председателя комитета Алексей Чигенев заявил, что оценивает эти критерии как непроработанные. «Дело в том, что в них не учтена специфика регионов. Насколько мне известно, представители различных субъектов федерации уже обратились к министру регионального развития со своими предложениями по изменению и дополнению этих критериев, и он обещал переработать этот перечень. Если критерии утвердят в нынешнем виде, то это может привести не сокращению, а, напротив, к увеличению количества обманутых дольщиков», - заявил Алексей Чигенев.
Его коллега по депутатскому корпусу Сергей Ракитин, в свою очередь, заметил, что критерии, безусловно, должны быть. «Но в них должна даваться оценка тем или иным гражданам, являющимся дольщиками – кто-то действительно нуждается в жилье, другие же просто вкладывали деньги в недвижимость. И все это в работе с участниками долевого строительства нужно учитывать, иначе ни о какой справедливости не может быть и речи, - считает Ракитин. – Принятие этих федеральных критериев для Самарской области грозит крахом, потому что почти все участники строительства встанут в этот реестр».
Координатор движения «Дольщики Самары» Александр Евдокимов обнаружил в критериях другие недоработки: «Документ не полный – если им руководствоваться, то за бортом окажутся граждане, у которых нет договоров долевого участия. Их же могут исключить из реестра. С другой стороны, техрегламентам не соответствует почти каждая стройка Самара – соответственно, включиться в реестр могут многие. Но вопрос в другом – даже если людей включат в этот реестр, не ясно, что будет дальше. Им помогут? Если да, то как – ведь по этому поводу никаких документов нет».
В завершение отметим, что по данным движения «Дольщики Самары» после разработки критериев с сайта Минрегиона исчез раздел «О мерах по защите прав участников долевого строительства». «Видимо, разработав критерии включения граждан в реестр, Минрегион решил, что проблема решена», - предполагается на сайте движения.
Дольщик считается обманутым, если...
Включению в реестр «обманутых дольщиков» подлежат граждане-участники долевого строительства, если в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, права на который гражданин подтвердил в судебном порядке, установлено одно из следующих обстоятельств:
- наличие установленных в судебном порядке обстоятельств, свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданам и (или) иным лицам;
- застройщик дважды в течение года не представил в установленный срок ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- застройщик просрочил более чем на три месяца исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для осуществления строительства;
- процессы строительства по заключению уполномоченных органов не соответствуют требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- возбуждено уголовное дело по факту незаконного образования (создания, реорганизации) или факту незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) инвестора, осуществляющего инвестиционную деятельность по строительству и не исполнившего обязательства по инвестиционному контракту с застройщиком.