Недвижимость ДомЭксперт Виктор Часовских, руководитель МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления»: «Для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций я бы ввел серьезную систему штрафов»

Виктор Часовских, руководитель МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления»: «Для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций я бы ввел серьезную систему штрафов»

К системе ЖКХ у жителей Самары всегда стабильно много вопросов и жалоб. Это подтверждает и статистика. За прошедший месяц самарские коммунальщики собрали рекордное, по сравнению с другими регионами, количество жалоб. И причины тому есть. О деятельности управляющих компаний, повышении тарифов, введенных нормах потребления, о других актуальных для самарцев проблемах ЖКХ Dom.63.ru поговорил с руководителем МБУ «Ресурсный центра поддержки самоуправления», руководителем центра общественного контроля за ЖКХ Виктором Часовских.

Если верить статистике, самарцы за прошедший месяц чаще прочих жителей регионов жаловались на ЖКХ. С чем вы можете это связать?

– Во-первых, с 1 июля повысились тарифы на услуги ЖКХ. Многие граждане не понимают систему начисления, а когда видят квитанции, удивляются образованным цифрам. Во-вторых, одна из ведущих управляющих компаний города – «ПТС-сервис», – обслуживающая дома в четырех районах города, с 30 сентября заканчивает свою работу. С новой управляющей компанией «ЖКС» у жителей возникли серьезные разногласия по поводу представленного компанией нового договора. Сейчас после ряда встреч, корректировок договора со стороны нашего центра, администрации города можно сказать, что если собственники выбирают управляющую компанию «ЖКС», то представленные ими договоры можно смело подписывать.

– В связи с ситуацией с «ПТС-сервисом», рядом жалоб жителей на другие управляющие компании можете вы разъяснить систему контроля со стороны властей над компаниями?

– Управляющая компания с жителями домов, которые они обслуживают, взаимодействуют на основе согласованного договора. Контроль за выполнением условий договора, отслеживание противоправных действий со стороны управляющих компаний осуществляет государственная жилищная инспекция Самарской области. Позже был создана муниципальная инспекция, которая фактически оказывает помощь государственной жилищной инспекции, но без карательных полномочий. Эта организация выявляет факты нарушения в работе управляющих компаний, составляет акты, передает их жилищной инспекции. А та, в свою очередь, имеет право наказать.

– Вы результатами работы жилинспекции довольны?

– Не совсем. Если судить по количеству обращений жителей к нам и в другие инстанции, то становится понятно, что жилинспекция не справляется с объемом задач. Но здесь есть и объективные причины: у инспекции не хватает рычагов воздействия на управляющие компании. Так устроено законодательство.

– А жители – непосредственные клиенты управляющих компаний – могут влиять на работу УК? Могут устроить, скажем, «импичмент»?

– Недовольные работой своей управляющей компании жители могут сделать самый радикальный шаг – провести общее собрание собственников и выбрать другую управляющую компанию. Таким образом серьезно наказать нерадивых сотрудников рублем. И не нужно бояться этой перемены.

В повседневной жизни работу управляющих компаний могут и обязаны контролировать сами собственники, также выбранные ими советы многоквартирных домов. И мы учим этот актив данной работе.

– Существует ли ресурс, который позволял бы гражданам видеть рейтинги управляющих компаний? Ведь большинство жителей не решаются менять компанию, просто потому что ничего не знают о других.

– Одно время действительно существовал такой рейтинг, он публиковался на муниципальном сайте. Но потом прокуратура признала его существование незаконным. Я думаю, что мы все-таки вернемся к этой идее, решим вопрос. Если составление рейтинга властями признано незаконным, то общественности никто не помешает оценивать работу управляющих компаний. Поэтому мы, возможно, обратимся в общественный совет по вопросам ЖКХ. Ближе к концу года совместно составим общественный, народный рейтинг, отражающий качество деятельности управляющих компаний.

– Существует и другая проблема: зачастую управляющие компании экономят на подрядчиках, сокращая штат дворников, слесарей, что сказывается на качестве и оперативности обслуживания…

– Управляющие компании – это частные организации. Потому власти не имеют полномочий регламентировать большую часть их деятельности. Так сложилось, в том числе и законодательно. Потому управляющие компании имеют право самостоятельно выбирать подрядчиков, в том числе и их количество. Возникает парадоксальная ситуация: занимаются ЖКХ частные компании, а жители, если их что-то не устраивает в качестве обслуживания, винят властей. Таким образом, по работе управляющих компаний судят о качестве деятельности местных властей. Поэтому нужно в корне менять систему. Да, за некачественное функционирование системы ЖКХ должна отвечать власть, но она же должна иметь и рычаги воздействия на тех, кто осуществляет работу по обеспечению граждан ресурсами ЖКХ. То есть над управляющими компаниями.

– Все-таки какая форма управления многоквартирным домом вам видится более перспективной – ТСЖ или УК?

– Я за то, чтобы жители осознанно выбирали адекватную для себя форму управления. Я не могу агитировать всех за ТСЖ. Потому что понимаю: невозможно организовать товарищество собственников жилья в каждом доме. В одном доме среди собственников жилья есть грамотный управленец, в другом – такого специалиста нет. Или объем задач чрезмерно велик, что особенно характерно для старого жилого фонда. Нужен грамотный осознанный выбор со стороны жильцов.

– Не все беды от управляющих компаний. Довольно часто можно наблюдать несогласованность действий между ресурсоснабжающими организациями.

– Ремонтные работы тепло- и водосетей проходят в том числе по инвестиционным программам, которые составляют ресурсоснабжающие организации. Для реализации каждой из них выделяет определенные средства. Министерство энергетики и ЖКХ контролирует работу и расход выделенных средств. Но между собой ресурсоснабжающие организации иногда сроки выполнения работ не согласуют. А потому получается, что сначала происходит вскрытие траншеи для проведения ремонта теплосети, а через некоторое время в этом же месте ремонт труб начинают поставщики воды. Конечно, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, техническая инспекция ЖКХ все-таки стараются регулировать согласованность работ организаций. Но единого согласованного по времени плана пока, к сожалению, иногда нет.

– С 1 июля увеличились тарифы на услуги ЖКХ. Повысится ли вместе с ценами качество обслуживания?

– Опыт последних лет показывает, что, к сожалению, нет. Со следующего года планируется ввести разовое фиксированное повышение тарифов на период трех–пяти лет. Эта программа рассчитана на привлечение частных инвесторов, которые бы вкладывали средства на развитие и функционирование ЖКХ. Период времени позволит инвесторам анализировать план расхода средств, оборот денег, объем работ. Тогда они смогут понимать, что вложенные ими деньги смогут вернуться к ним или даже принести прибыль. Приток капитала и заинтересованность инвесторов смогли бы, на мой взгляд, улучшить качество системы ЖКХ.

Следующий мотивирующий момент – введение системы штрафов для ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний в случае недобросовестного выполнения работ. При этом не 500 и не 1000 рублей. Сумма должна быть гораздо серьезнее.

Другая проблема низкого качества обслуживания домов – это разрозненные зоны ответственности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Если брать в качестве примера горячее водоснабжение, получается, что граница зоны ответственности теплосети – это колодец. От колодца или, при иной договоренности, от фасада здания до крана в квартирах – зона ответственности УК. Согласно нормам, температура горячей воды должна быть 55–60 градусов. Часто случается так, что жители дома открывают кран горячей воды, а оттуда льется чуть теплая вода. Ресурсники говорят, что их показатели отвечают нормам, а проблема плохого качества горячей воды находится внутри дома. И разбираться с этим должны УК. В поисках виновного можно долго ходить по кругу.

Получается, что люди платят за лишние кубометры воды. Перерасчет платежа за горячую воду в этом случае положен?

– Управляющая компания должна составить акт. На основе этого акта будет сделан перерасчет. Но если ресурсоснабжающая организация будет отвечать и за кран, и за все инженерные сети внутри дома, а жители будут напрямую платить, например, водосетям, то получится централизованная система ответственности. Следовательно, и жильцы будут четко понимать, с кого необходимо спрашивать в случае некачественного обслуживания. Такие поправки в ЖК РФ сегодня рассматриваются.

– Как вы расцениваете введенные в Самаре нормативы на потребление воды, электроэнергии?

– Для начала нужно понимать, как высчитывается норма. Анализируется потребление ресурса в зависимости от времени суток, времени года, количества жильцов в доме. Таким образом определяют средний показатель. Согласен, нормативы достаточно высоки, но в них заложены были и потери. Счетчики позволяют гражданам контролировать потребление всех коммунальных ресурсов. Но и стоимость установки счетчиков довольно дорогая. Поэтому я предлагаю управляющим компаниям пойти по пути ТСЖ: провести собрание жителей, договориться с компаниями и централизованно, со скидкой, поставить счетчики в квартиры жителей домов.

– Введенные нормативы не единственное изменение в сфере ЖКХ Самары за последнее время. Граждане Самары с 2014 года будут ежемесячно отчислять деньги на капитальный ремонт. Не получится так, что жители нового жилого фонда будут платить за ремонт старых домов?

– В какой-то мере получится. Существовали же кассы взаимопомощи в советское время на многих предприятиях. Я поясню: в Самарской области в данный момент формируется система капитального ремонта домов. Сегодня в области создан сам фонд, формируется областная программа проведения капитальных ремонтов. Самарская область вступила в программу первой и уже получила уведомление о финансировании из Москвы в 2014 году

К этим деньгам присоединятся и городские, и областные деньги. Граждане не должны думать, что капитальный ремонт домов будет производиться только за счет их средств. Деньги граждан будут направлены в фонд, который будет их курировать и распределять согласно плану капитального ремонта домов. В первую очередь капитальный ремонт будет произведен в тех домах, которые уже в нем нуждаются. Такой план существует для каждого дома, где расписано, что, например, в 2014 году предстоит ремонт крыши, а на 2016 год запланирован ремонт фасада. Сегодня отремонтируем дом – завтра придем к вам.

– А то, что единый информационно-расчетный центр теперь принадлежит области, с вашей точки зрения, скорее плюс?

– По сути, ничего не изменится. Но будет создана областная информационная база. Главная ее цель – защита наших платежей от недобросовестных управляющих компаний. ЕИРЦ, а не УК будут перечислять, согласно платежным документам, деньги ресурсоснабжающим организациям, остаток средств – перечислять УК на их работу в домах. ЕИРЦ – это бухгалтерия, не больше. В свою очередь, у УК не будет шанса деньги, положенные ресурсникам, потратить на что-то другое. Таким образом, не будет долгов перед этими организациями. К тому же в ЕИРЦ сосредоточится вся информация о домах и квартирах – о составе проживающих, о показаниях счетчиков. Все будет занесено в единую базу. Власти могут отслеживать, сколько в действительности люди потребляют энерго- и водоресурсов для расчета реальных нормативов потребления.

Насущный вопрос: как идет подготовка к отопительному сезону?

– Судя по итогам последнего совещания по ЖКХ, с опережающими темпами. Действительно, представители различных ТСЖ подтверждают оперативность работ ресурсоснабжающих организаций. Конечно, проблемы с отоплением могут возникнуть в тех домах УК «ПТС-сервиса», жители которых до сих пор не могут определиться с выбором УК. Мы и представители власти разъясняем жителям возникшую ситуацию, но решение они обязаны принять сами. «ПТС-сервис» прекращает обслуживать дома с 1октября, все сотрудники будут сокращены. 15 октября начинается отопительный сезон. В домах без УК просто некому будет открыть вентиль для подачи тепла.

– Если бы вам предложили подготовить реформу ЖКХ, с чего бы вы начали?

– С изменений в законодательстве, прежде всего. Его необходимо привезти в порядок так, чтобы в итоге получилась система взаимодействия, чтобы правила игры для всех участников были понятны и едины, потому что сейчас для ресурсоснабжающих организаций существуют одни положения, для управляющих компаний – другие. Вторым пунктом я бы наделил местную власть полномочиями по контролю за деятельностью управляющих организаций. В-третьих, важна работа с населением. Главная задача – научить граждан вникать в дела своего дома, знать свои права и обязанности и уметь отстаивать свои интересы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления