Администрация Самары рассматривает возможность внедрения нового способа экономии платы за жилищно-коммунальные услуги. Согласно ему, у владельцев квартир появится возможность оплачивать счета за газ, воду, свет напрямую ресурсоснабжающим организациям. Без участия управляющих компаний, берущих себе процент за сборы платежей. Но готовы ли РСО бесплатно готовить, принимать и обрабатывать квитанции за свои услуги без повышения тарифов?
Пока на федеральном уровне уже в несколько заходов обсуждают возможность освободить от оплаты ЖКУ некоторые социально-незащищенные категории населения, в администрации Самары решают локальные проблемы по снижению платы за коммунальные услуги. Которая, в свою очередь, повысит процентные показатели количества населения Самары, исправно оплачивающих ЖКУ.
Один из выходов – переход на прямые договорные отношения по оплате коммунальных услуг собственников жилых помещений с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Департамент ЖКХ в целом идею поддерживает, но сомневается, что у ресурсников на сегодняшний день хватит ресурсов на то, чтобы обеспечить взаимодействие с гражданами.
Представители РСО, с одной стороны, идею поддерживают, аргументируя тем, что непосредственные договорные отношения с жителями города сократят количество долгов. Но с другой, необходимо будет готовить базу, создавать дополнительные рабочие места для и тех, кто будет работать с квитанциями, изучать жилой фонд и проблемы каждого конкретного объекта. Тем более, что и подобный опыт уже был. По законодательству, граждане могут и сейчас платить счета от РСО непосредственно каждой организации. Некоторые управляющие компании по совету с жителями, перешли на такую форму взаимодействия ресурсоснабжающими организациями и... запутались в квитанциях, отчетности с УК, жилых фондах. «Проблема в том, что те УК, кто осуществил переход на прямой договор с РСО, осуществили его формально. Собрав жителей, проголосовав за форму перехода, забыли о том, что РСО тоже надо подготовиться, – об опыте прямого договора рассказывает генеральный директор ООО «Самарские коммунальные системы» Иван Ефанов. – Например, получить полную инфорамацию о жилом фонде. Подготовить квитанции, выяснить объем задач. Да и у редкого жителя вряд ли найдутся свободные полмесяца, чтобы посвятить их разбирательствам по платежам каждой РСО. Но говорить о пользе такого перехода меня заставляет статистика. Так, категория потребителей, что уже перешла на непосредственную форму платежа РСО показывает лучшую статистику по оплате ЖКУ: 84-86%».
Если управляющие компании лишить статуса управленцев и приравнять их к обслуживающим компаниям, остается вопрос – кто будет следить за общедомовыми нуждами. К тому же остается неясным, кто будет нести ответственность за подготовку к отопительному сезону, вести отчетность. По словам представителей ресурсоснабжающих организаций, создание центров баз данных потребует больших вложений. Компенсировать которые, скорее всего, придется только за счет тарифов. «Это один из путей решения проблем неплатежей. Но с другой стороны, те жители, что заключили договор с УК за общедомовые нужды платят только по нормативу. Но на договор с РСО это не распространяется. К тому же РСО еще не готовы, у них нет этих баз. Это большие затраты. И возможно, эти затраты они будут вкладывать в тарифы», – отношение к нововведению высказывает руководитель МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления Виктор Часовских.
Администрация сомневаются, что подобное нововведение будет популярно среди населения и существенно повысит его лояльность к системе ЖКХ. Сомневаются и в том, что количество граждан исправно платящих по счетам от РСО возрастет, а тарифы не будут повышатся. Но обещают, что если население и ресурсники захотят непосредственного сотрудничества, то не составит труда подготовить для них.
Между тем, по данным Росстата, на льготы, субсидии и компенсации при оплате ЖКУ имеют право 26% россиян, которые зачастую не пользуются своими льготами.
Фото: Фото с сайта Magoblproc.ru