В Самаре участились случаи, когда взрослые пытаются присвоить квадратные метры своих детей. Специалисты управления Росреестра стараются пресечь подобные нарушения закона. Однако профессионалы рынка недвижимости требуют ужесточить законодательство, чтобы защитить права детей.
Один из последних случаев, когда была осуществлена попытка выкупить недвижимость ребенка, произошел совсем недавно. На прошлой неделе в управление Росреестра по Самарской области обратилась женщина, которая хотела выкупить долю своей внучки в их квартире. Двухкомнатная квартира изначально принадлежала трем женщинам: бабушке, ее дочери и внучке. В свое время квартира была приватизирована, и запись о правах внесена в Единый государственный реестр прав, который ведет управление Росреестра по Самарской области. Одна из женщин (дочь бабушки) продала свою долю бабушке. Эта сделка была зарегистрирована управлением Росреестра. А недавно она решила продать бабушке и 1/3 доли, которая принадлежит ее 12-летней дочери. Был составлен соответствующий договор купли-продажи, но в регистрации права специалисты управления Росреестра отказали, ссылаясь на норму закона. «Сделки несовершеннолетних с близкими родственниками – родителями, бабушкой, дедушкой – запрещены, поэтому подарить или продать маме или папе свою долю в квартире ребенок не может, это прямо запрещено законом, – говорит начальник отдела регистрации ипотеки управления Росреестра по Самарской области Аделаида Волченскова. – Управление Росреестра отказывает в регистрации прав на недвижимость по таким сделкам. Это позволяет исключить злоупотребления со стороны представителей несовершеннолетних».
Ранее на эту тему:
В управлении Росреестра отмечают, что эта семья и не думала нарушать закон, просто они не знали о запрете, который существует в законодательстве. Аделаида Волченскова также сообщила, что при оформлении сделок необходимо обратить внимание на часть 3 статьи 37 ГК РФ, в которой указано, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Таким образом, к примеру, отец может подарить несовершеннолетнему сыну квартиру, но вот купить жилье у собственного ребенка не вправе.
Гражданский оборот недвижимости с участием детей сложнее, чем купля-продажа, дарение или мена жилья, в котором дети не проживают. Это обусловлено желанием защитить детей от недобросовестных родственников и опекунов, которые, к сожалению, встречаются. Так, продать, подарить или обменять квартиру, в которой живет ребенок, можно только с согласия или разрешения органов опеки и попечительства. Согласие на отчуждение объекта недвижимости необходимо в случаях, когда ребенку от нуля до 14 лет, а также если малыш остался без попечения родителей. Когда ребенок достигает 14-летнего возраста и вплоть до 18 лет, орган опеки выдает разрешение на то, чтобы законный представитель дал согласие на совершение отчуждения недвижимого имущества. В случае если соответствующего документа от органов опеки и попечительства нет, управление Росреестра по Самарской области отказывает в государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Также никогда не будет оформлена жилплощадь, если в отношении нее в управление поступила информация от органа опеки и попечительства, предупреждающего, что в случае перехода права ребенку негде будет жить. Поэтому эксперты советуют при любой сделке с участием несовершеннолетнего заранее посетить органы опеки и попечительства, чтобы определить, не будет ли продажа недвижимости воспринята как нарушение прав ребенка. Специалисты также отмечают, что в некоторых случаях от продажи квартиры или дома вообще приходится отказываться до достижения ребенком 18 лет.
Профессионалы рынка недвижимости не считают подобные сделки более сложными. При оформлении необходим дополнительный документ, который нужно получить в органах опеки, к основному пакету документов. Но риелторы признают, что нынешнее законодательство не может гарантировать защиту прав детей. «Я бы даже ужесточил этот порядок, чтобы недобросовестные родители не могли обходить закон, и дети были более защищенными, чем сегодня. Конечно, это усложнило бы процедуру для риелторов, но по-человечески это было бы справедливо», – говорит директор офиса на улице Аминева, 1, АН «Квартирник» Алексей Чаплыгин. По мнению эксперта, представители органов опеки и попечительства должны в обязательном порядке выезжать непосредственно на каждую сделку и своими глазами видеть объект недвижимости, поскольку условия, заявленные на бумаге, не всегда соответствуют реальному положению дел. Между тем сегодня специалисты органов опеки присутствуют только на одной сделке из десяти. Также в АН «Квартирник» пояснили, что в случае обнаружения недобросовестных намерений родителей или опекунов риелторы отказываются от регистрации подобных сделок.
В настоящее время в целом ряде законов и подзаконных актах заложены правовые основы для защиты прав детей (от 0 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) на недвижимость. В частности, гарантии на жилье закреплены в Конституции РФ, Гражданском и Семейном кодексах, законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Фото: Фото с сайта Тo86.rosreestr.ru