23 июня среда
СЕЙЧАС +23°С

Наталья Попова, председатель правления товарищества собственников жилья «Крейсер»: «Председатель ТСЖ должен понимать, что он хозяин, за которым стоят собственники»

Поделиться

Поделиться

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) давно уже перестали быть новшеством реформы жилищно-коммунального хозяйства, однако многие жильцы до сих пор не осознали всех плюсов непосредственного участия в управлении своей собственностью. О том, как выстроить работу по управлению многоквартирным домом так, чтобы тебя признали на региональном уровне, Dom63.ru рассказала председатель правления самарского ТСЖ «Крейсер» Наталья Попова. Именно ее товарищество получило звание «Лидер ЖКХ» по итогам областного конкурса в 2014 году.

– Наталья Викторовна, расскажите, как создавалось ваше товарищество собственников жилья?

– Наш дом на улице Крейсерной начали возводить в 1991 году, но из-за перестройки и кризиса окончание строительства застопорилось почти на десять лет. В 2002 году его выкупил новый застройщик, достроил, и тогда же им было создано и ТСЖ «Крейсер». Естественно, как и везде, первый председатель ТСЖ был представителем застройщика, поэтому на все недоделки при сдаче дома были закрыты глаза. Кто входил в правление товарищества, не было известно никому. Обратиться за помощью, если, к примеру, нет отопления, мы не могли, потому что невозможно было найти концов.

Когда терпение жильцов закончилось, избрали нового председателя ТСЖ, но надежды, которые на него возлагали, не оправдались. В доме своя крышная котельная, но проблемы с отоплением и горячим водоснабжением только нарастали, и ситуация ухудшалась с каждым днем. Двор тоже продолжал пребывать в ужасном состоянии, росли горы мусора. Собственники вновь созвали общее собрание, где меня и выбрали председателем товарищества. Это была весной 2007 года. Наш дом был сдан в эксплуатацию в 2003, но, несмотря на это, за четыре года его привели в ужасное состояние, а на расчетном счете ТСЖ к моему приходу был отрицательный баланс. Прежде всего мы начали вести переговоры с застройщиком по ремонту крышной котельной, что было нелегко. Тяжело было и потому, что сразу пришлось поднять ставку за содержание дома, что, конечно, вызвало возмущение у некоторых жильцов. Но я понимала, что иначе мы просто не сможем начать отопительный сезон. Через два месяца мы расплатились за новое оборудование для котельной, навели порядок во дворе, и люди увидели результат.

В том же 2007 году, в эксплуатацию был сдан и соседний дом, который тоже стало обслуживать наше ТСЖ. Стало легче: штат остался тот же, а средств ТСЖ стало получать больше, что выгоднее для жильцов. Но сначала, конечно, были и нервы, и бессонные ночи...

– А сейчас Вам часто приходится сталкиваться с непониманием со стороны жильцов?

– Недовольные есть, наверное, в каждом доме, но они наши помощники – учат нас лучше работать (улыбается). Некоторые считают, что если они собственники, то должны только требовать, но при этом забывают об обязанностях. В прошлом году у нас был случай, когда собственник сделал незаконную перепланировку, и в доме перестал работать стояк. Пришлось написать на него заявление в госжилинспекцию, а он пожаловался на нас в ответ. Нередко возникают вопросы, когда выставляем квитанции. Вот в ноябре, к примеру, стало холоднее и расчет за отопление вышел дороже, чем в октябре, но вопреки ожиданиям, жалоб от жильцов не было. Есть даже и такие, кто самостоятельно выписывает себе «квитанции». Но я спокойно к этому отношусь, и будучи учителем по профессии, даже провожу здесь аналогии с классом, где все дети разные: кто-то сразу все понимает, кто-то после дополнительных пояснений, а кто-то в принципе не хочет или не может воспринимать информацию. Трагедии здесь нет, хотя, конечно, неприятно.

Но в целом люди чаще приходят на прием не с жалобами, а с обычными вопросами: получить справку, проконсультироваться. А некоторые даже поддерживают и говорят, что видят, как мы стараемся.

– Давайте уточним: сколько квартир сейчас на обслуживании у вашего ТСЖ?

– У нас два дома – Крейсерная, 1 и Крейсерная, 3. Это 265 квартир.

– Как же вам удалось стать лучшим ТСЖ в губернии?

– В одном из комментариев к публикациям о победе нашего ТСЖ в конкурсе «Лидер ЖКХ», кто-то написал, что не понимает, за что нам присвоили это звание, ведь дома, входящие в наше ТСЖ, находятся, по представлениям комментатора, в какой-то глуши, а не в престижном районе, и что живет там не элита, а самые обычные люди. Но я считаю, что результаты конкурса справедливы. В конкурсе оценивалось не местоположение товарищества и финансовая состоятельность жильцов, а именно качество управления домами.

Один из главных документов, который нужно было представить – бухгалтерский баланс. Но мы уже давно четко уяснили для себя, что на расчетном счете ТСЖ всегда должны быть деньги. Это как в семье: всегда должны быть какие-то сбережения, чтобы быть готовыми ко всему. Конечно, мы стараемся все контролировать, но если какая-то авария случится, у нас не будет времени ходить по жильцам с протянутой рукой. Важно грамотно составить смету, спланировать расходы на текущий ремонт и непредвиденные нужды. Мы всегда вовремя рассчитываемся с ресурсоснабжающими организациями, жильцы ежегодно проверяют смету и утверждают ее. Все наши расходы контролирует ревизионная комиссия. Конечно, и должники у нас тоже есть, как у всех, но мы с ними боремся.

– Какие меры воздействия применяете к неплательщикам?

– Разные, но, к сожалению, у нас нет законов, которые могли бы нам помогать. Сейчас у многих есть второе жилье, в котором не живут и не платят за него. Но отключать его от коммуникаций нет смысла, потому что владельцев таких квартир этим не напугаешь. Мы подаем в суд, и решения, как правило, выносятся в нашу пользу, но не исполняются. Бывают ситуации, когда у должников просто нечего взыскать. У некоторых в семье маленькие дети, поэтому рука не поднимется отключить в их доме свет или газ.

Хотя и говорят, что нельзя вывешивать списки должников, мы делаем это, но без фамилий и сумм. Помогают и сами жильцы – бабушки обязательно подойдут и напомнят неплательщикам о долге. В каком-то случае это помогает, а в других необходимы жесткие законы. Вот из-за таких задолженностей в этом году нам не удалось выполнить план текущего ремонта.

– А в программу капитального ремонта собственники вашего ТСЖ уже включились? Как решили формировать счет?

– Нам, как ТСЖ, обслуживающему два дома, до сентября этого года по закону нельзя было открывать спецсчетов. Но сейчас нам даже целесообразнее платить в «общий котел» региональному оператору. Пока ситуация с капитальным ремонтом многим непонятна, и если мы возложим на ТСЖ бремя сбора и этих денег, то нам придется работать еще и с такими должниками. Поэтому мы решили, что пока сбором средств будет заниматься Фонд капитального ремонта, а когда жильцы поймут, что это не прихоть ТСЖ, то у нас будет право создать свой счет и регоператор вернет нам деньги.

– Наталья Викторовна, а как проходит день руководителя ТСЖ?

– Никогда не знаешь, что тебя ждет сегодня. Конечно, у нас есть приемное время, но нередко случается, что приходишь домой, а к тебе продолжают идти люди с различными вопросами. Я ежедневно узнаю о ситуации в операторской, котельной, потом составляю план – кому позвонить, куда съездить, в конце месяца составляю отчеты, вместе с бухгалтером составляю квитанции, веду прием жильцов. Председатель ТСЖ – это, в общем-то, менеджер. Существует стереотип, что он должен лезть на крышу, проверять трубы и так далее, но я не специалист в этом, поэтому, когда нужно проверить выполненную подрядчиками работу, мне проще пригласить профессионалов в этой сфере, особенно тех, с которыми мы пока не сотрудничаем. Уж они-то точно все недостатки работы своих конкурентов укажут.

Мне очень помогает во всем моя семья. Важную роль оказывает и поддержка общественных организаций. У нас есть региональная общественная организация «Ассоциация владельцев жилья», в которую входят почти все ТСЖ и ЖСК. Кроме этого, государство ежегодно проводит обучение председателей ТСЖ, и последние три года я выступаю там уже в качестве преподавателя. Стараюсь посещать курсы повышения квалификации, потому что это очень много на самом деле дает. Учиться нужно постоянно, и председатель ТСЖ это должен понимать.

– Расскажите о том, как организовано обслуживание подъездов в ваших домах, уборка мусора, территории.

– Наше ТСЖ самостоятельно обслуживает дом. У нас очень сплоченный коллектив – 16 человек, но все работают по совместительству. Это позволяет сделать зарплату сотрудников ТСЖ более-менее приемлемой, поэтому у нас практически нет текучки.

У каждого свои обязанности, которые они выполняют. Для обслуживания котельной, ремонтов, вывоза мусора привлекаем подрядные организации, которые устраивают нас в соотношении «цена-качество». К примеру, летом возникли проблемы с вывозом мусора, мы пригласили руководство компании-подрядчика и стали разбираться. И они пошли нам навстречу: предложили установить евроконтейнеры, которые вывозятся чаще и вовремя. Сейчас контейнерная площадка в идеальном состоянии, и стоимость услуг для ТСЖ не увеличилась. Председатель ТСЖ должен понимать, что он хозяин, за которым стоят собственники. И именно он должен диктовать условия подрядчикам, а не они ему.

– Во сколько это все обходится жильцам?

– Если говорить о городской ставке и тарифах (ставку на содержание мы устанавливаем сами), то в любом случае за счет того, что у нас есть счетчики, все люди, независимо от регистрации, учтены и несут расходы за коммунальные услуги, общий счет в квитанциях у нас примерно на 25-30% ниже, чем средний по городу.

– Какие еще аргументы за организацию товарищества в самарских условиях Вы бы назвали?

– Даже если дом маленький и невозможно содержать штат, то все равно лучше создать ТСЖ и нанять обслуживающие организации. Деньги жильцов в этом случае будут храниться на счете ТСЖ, а это намного проще проконтролировать. Управляющие компании, как правило, работают за деньги жильцов, но против них. ТСЖ управляют одним-тремя домами, а у управляющей компании сто домов, часть из которых в плохом состоянии, но ставка по содержанию одна и та же. То есть старые дома содержат за счет других домов, а ТСЖ направляет деньги только на конкретный дом. И я точно знаю, что если успешных ТСЖ в городе достаточно много, то про управляющие компании такого сказать нельзя.

Фото: Фото Андрея Тишина

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Самаре? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...